Местное самоуправление — комплексный правовой институт государства, являющийся разновидностью социального управления, формой народовластия, децентрализации публичной власти и самоорганизации местных жителей, деятельностью граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

Право населения на местное самоуправление

Согласно ст. 12 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», население имеет право самостоятельно решать вопросы местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органов государственной власти или по своей воле.

Российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления население, которое осуществляет решение вопросов местного значения как самостоятельно — путем проведения выборов, референдумов и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления.

Реализация права на местное самоуправление

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Российским гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право на обращение в органы местного самоуправления.

Добавим, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, при осуществлении местного самоуправления обладают правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Например, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории РФ, имеют право участвовать в выборах депутатов и иных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований субъектов РФ.

Право населения на осуществление местного самоуправления гарантируется государством путем судебной защиты прав местного самоуправления, а также рядом законодательных запретов на ограничение прав местного самоуправления и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом нужно понимать, что право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, такого субъективного права личности нет в гл. 2 Конституции РФ.

Речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям. Следовательно, нужно различать права граждан в сфере местного самоуправления и право населения на местное самоуправление: последнее реализуется через первые. Например, население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, и т.д.

Таким образом, право на местное самоуправление реализуется населением фактически через реализацию субъективных политических прав человека и гражданина в сфере местного самоуправления.

В то же время местное самоуправление является обязанностью населения, так как осуществление местного самоуправления населением является необходимым элементом конституционной организации власти в государстве. Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, например, в пользу органов государственной власти, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ органы государственной власти не могут присваивать полномочия органов местного самоуправления.

Также нужно отметить, что отказ гражданина от участия в муниципальных выборах или неучастие в какой-либо иной форме осуществления местного самоуправления не означает его отказ от права на осуществление местного самоуправления, так как это право принадлежит всему населению муниципального образования.

Местное самоуправление как форма народовластия

Понимание местного самоуправления как формы народовластия как бы венчает все другие подходы и придает завершенность совокупности знаний о феномене местного самоуправления. Такое понимание местного самоуправления наиболее точно и полно характеризует местное самоуправление на современном этапе развития этого института публичной власти во всем мире.

Рассмотрение местного самоуправления в качестве формы народовластия опирается на другие существующие подходы к пониманию сущности местного самоуправления, но прежде всего основывается на понимании местного самоуправления как права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Согласно ст. 3 Конституции РФ. единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Как мы уже говорили, население реализует свое право на местное самоуправление и непосредственно, и через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать как одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Выделяют следующие основные черты, характеризующие местное самоуправление и его место в системе народовластия:

  • местное самоуправление имеет свой субъект;
  • местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством;
  • местное самоуправление имеет свой объект управления;
  • самостоятельность местного самоуправления;
  • ответственность местного самоуправления;
  • местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения;
  • местное самоуправление осуществляется с учетом исторических, культурных и иных местных традиций.

Индивидуальные и коллективные права

Право на осуществление местного самоуправления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных прав.

Коллективные права можно определить как права, обладателями которых является местное сообщество (население), осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. К коллективным правам относят:

  • право населения на самоорганизацию и на признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образований (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на самостоятельное осуществление населением власти через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, ст. 3, 35-39 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ. ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на проведение местного референдума как формы непосредственного осуществления местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на муниципальные выборы, включая выборы депутатов, членов иных выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на осуществление правотворческой инициативы (ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право населения принимать решения по вопросам местного значения (ч. I ст. 130 Конституции РФ);
  • право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на финансовую самостоятельность, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 52, 53, 55 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на установление местных налогов и сборов (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 2 ч. 1 ст. 55, ст. 57 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 8 ч. 1 ст. 15, п. 9 ч. 1 ст. 16, п. 6 ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право решения вопросов установления и изменения границ муниципального образования (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10, ст. 11, 12 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на разработку и принятие устава муниципального образования (п. 1 ч. 1 ст. 17, п. 1 ч. 3 ст. 28, п. 1 ч. 10 ст. 35, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 43, ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на судебную и иные формы государственной защиты местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ, ч. 3 и 4 ст. 3, ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 44, ч. 3 ст. 73, ч. 3 ст. 74, ч. 6 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ).

Очевидно, что данный перечень коллективных прав местного сообщества на самоуправление не является исчерпывающим.

К индивидуальным правам относятся:

  • право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право граждан быть инициаторами местного референдума, участвовать в его проведении (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право граждан на равный доступ к муниципальной службе (ч. 2 ст. 3, ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право на объединение по месту жительства, включая создание органов территориального общественного самоуправления, инициативное участие в их деятельности (ст. 30 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • право членов местного сообщества на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих индивидуальные или коллективные права местного самоуправления (ст. 46 Конституции РФ, ч. 9 ст. 22, ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ).