Важным критерием определения самостоятельности отрасли права является наличие собственного метода правового регулирования (или специфического сочетания таких методов).

В настоящее время практически во всех отраслях российского права используются сочетания различных методов правового регулирования, однако в отраслях публичного права преобладает императивный метод правового регулирования, а в отраслях частного права — диспозитивный. В муниципальном праве также доминирует императивный метод, поскольку оно относится к публичным отраслям права, хотя используется и диспозитивный метод, а муниципальное право затрагивает сферы частно-правового регулирования; так проявляется комплексность и метода регулирования отрасли муниципального права России. Муниципальное право РФ вместе с конституционным правом, административным правом, финансовым правом и т.д. относится к государственному праву (в широком смысле этого понятия).

Императивный метод

Императивный метод правового регулирования основан на субординации, властном подчинении одного субъекта правоотношения другому.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть в том числе через органы местного самоуправления. Поэтому законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений должностных лиц и органов местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Отношения субординации также характерны для муниципальных служащих.

Императивному методу свойственно использование таких приемов правового регулирования, как предписание и запрет. Например, в ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» применяются Конституция РФ и этот Федеральный закон. Это пример предписания, так как в случае возникновения подобного противоречия субъект правоотношения вправе поступить только так, как прямо указано в данном положении Федерального закона.

В соответствии с абзацем вторым ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Это пример запрета (в данном случае неисполнения муниципальных правовых актов, за которое предусматривается ответственность).

Диспозитивный метод

Диспозитивный метод правового регулирования, используемый в муниципальном праве, предполагает равноправие субъектов правоотношения, возможность выбора различных вариантов поведения. Часто такое регулирование общественных отношений основывается на договорных началах.

Использование этого метода во многом связано с тем, что предмет муниципального права охватывает отношения и из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Для диспозитивного метода свойствен такой прием правового регулирования, как дозволение.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Это пример дозволения, так как установление таких символов — право муниципальных образований, а не их обязанность, к тому же оно реализуется по их усмотрению (хотя и в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами).

В ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Это пример договорного регулирования.

Метод правового гарантирования также используется в муниципальном праве. Гарантии — это средства обеспечения какого-либо явления. Местное самоуправление нуждается в правовых гарантиях для того, чтобы не быть фиктивным. Например, согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Метод рекомендаций применяется в муниципальном праве прежде всего потому, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ в ст. 12 гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Поэтому государство, учитывая специфику данного уровня власти, влияет на муниципальную деятельность и путем рекомендаций. Рекомендации в адрес органов местного самоуправления обычно содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также актах органов государственной власти субъектов РФ. Например, многочисленные рекомендательные нормы содержит Приказ Минкультуры РФ от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

Таким образом, для муниципального права характерно специфическое сочетание (комплекс) различных методов (и способов) правового регулирования, что также подчеркивает его самостоятельный характер.

На основе анализа предмета и метода регулирования отрасли муниципального права можно сделать следующий вывод.

Муниципальное право РФ — самостоятельная комплексная отрасль права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, т.е. самостоятельного решения населением муниципального образования и (или) органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.