Конституция РФ о местном самоуправлении

Рассматривая местное самоуправление как основу конституционного строя России, необходимо сказать следующее.

В Конституции Российской Федерации местное самоуправление как основополагающий принцип организации публичной власти в государстве нашел отражение в главе 1 «Основы конституционного строя».

Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Согласно ч. 2 той же статьи, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Положения ст. 12 Конституции РФ

Основной статьей гл. 1 Конституции РФ о местном самоуправлении является ст. 12, в которой содержатся чрезвычайно важные положения: «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это означает, что в России на конституционном уровне закрепляется децентрализованная система управления. Принцип децентрализации управления следует понимать не в смысле полного отсутствия центрального управления, а в смысле сочетания центрального и местного управления исходя из принципа необходимого разделения полномочий между уровнями публичной власти и территориальной юрисдикции административных органов. Например, в условиях федеративного российского государства государственная власть представлена на уровне Федерации и субъектов Федерации, а местная — на уровне муниципальных образований.

Органы местного самоуправления в Конституции РФ

Важно понимать, что органы местного самоуправления не являются структурными подразделениями органов государственной власти и не состоят с ними в отношениях соподчинения, но дополняют систему публичного управления.

Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов подразумевает наличие у них собственной компетенции. В Конституции РФ содержится указание на некоторые вопросы местного значения (ст. 130, 132). Гораздо более полный их перечень содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003.

Органы местного самоуправления обязаны действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и в рамках государственной политики.

Будучи основой конституционного строя, местное самоуправление выступает как:

  • конституционный принцип, признающий и гарантирующий самостоятельность мест, определяющий нормативную политику правотворческих органов, деятельность правоприменителей, всех, кто так или иначе вступает в сферу местного самоуправления;
  • коллективное право местного населения (местных сообществ жителей) на властную самоорганизацию;
  • социальный институт, включающий в себя организационноправовые формы самоуправленческой деятельности жителей (муниципальные образования, органы местного самоуправления, выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан);
  • правотворческая и правореализационная деятельность по осуществлению местного самоуправления в качестве конституционного принципа и права населения в установленных законом организационно-правовых формах;
  • реальное состояние местной жизни, складывающееся под воздействием права и факторов, его искажающих.

В федеративном государстве, каким является Россия, закрепление в федеральной конституции принципа местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя означает, что местное самоуправление также должно быть закреплено в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в их законах об организации местного самоуправления на территории соответствующих субъектов РФ.