www.Grandars.ru » Правоведение » Конституционное право »

Конституционное право как наука

Конституционное право как наука

Конституционное право как наука

Наука конституционного права в современном ее понимании сложилась в XIX и XX столетиях.

Во второй половине XIX — начале XX в. господствующее направление в науке конституционного права получила «юридическая школа». Ее представители, прежде всего Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд, разработали основные понятия и категории конституционного права. Трудами именно этих ученых была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционные доктрины демократического правового государства, разделения властей, парламентаризма и т. д.

Предмет науки конституционного права

Как известно, наука имеет четыре главные функции: познавательную, прогностическую (предсказание тенденций), прагматическую (совершенствование практики), воспитательную. Эти же задачи выполняет и наука конституционного права. Она изучает действующее конституционное право, его историю, теорию, раскрывает закономерности российского конституционного права, выявляет тенденции развития, анализирует содержание его институтов, методы конституционно-правового регулирования, создает правовые концепции, понятия и категории, предлагает формулировки правовых норм для совершенствования действующего законодательства, изучает эффективность действующего законодательства и правоприменительной практики.

Предметом науки конституционного права является прежде всего сфера конституционно-правовых норм и отношений. Она изучает также фактические данные (экономические, социальные, политические, духовные), которые оказывают определяющее влияние на развитие конституционного права.

Источники науки конституционного права

Источниками знаний в данной отрасли науки служат нормы конституционного права (в них зачастую даются определения тех или иных понятий), решения судов, особенно конституционных (уставных), в которых имеются научные обоснования принимаемых решений, анализируется правоприменительная практика других органов государства, фактические и статистические данные (известно изречение: факты — это воздух ученого), официальные документы парламента, главы государства, правительства и др. Источниками науки являются труды отечественных и зарубежных конституционалистов, а также работы занимающихся этой или близкой проблематикой политологов, социологов, историков. Авторы используют различные методологические подходы, в дискуссиях нередко высказываются диаметрально противоположные оценки, но наука развивается прежде всего именно в борьбе мнений.

Методы науки конституционного права

Методология науки конституционного права охватывает понятийно-категориальный аппарат науки конституционного права. Понятия и категории конституционного права суть опорные точки научного познания, основа применения разнообразных методов исследования.

Методология науки конституционного права включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

Каждый метод имеет собственное содержание, т. е. определенный набор принципов познания, правил, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний.

Общенаучные методы — это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и функциональный методы; специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук; частнонаучные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания. Так, диалектико-материалистичсский подход реализуется в требованиях объективности и всесторонности познания, конкретно- исторического подходов, познания отдельного явления через выделение его противоречивых сторон.

Функции науки конституционного права

Наука конституционного права имеет важное познавательное и практическое значение. Наиболее полно это значение раскрывается в функциях науки конституционного права.

Основными функциями науки конституционного права являются: теоретико-познавательная, методологическая, духовно- идеологическая, воспитательная, практико-организационная, прогностическая.

Теоретико-познавательная функция науки конституционного права выражается в разработке понятий и категорий конституционного права, в познании объективных закономерностей и тенденций развития конституционных отношений и конституционных установлений.

Методологическая функция науки конституционного права обусловлена тем, что конституционное право в обобщенной форме выражает глубинную суть общественных отличий явлений и процессов, регулируемых всеми отраслями российского права.

Наука конституционного права осуществляет духовно-идеологическую функцию, так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданского общества и демократического социально-правового государства.

Конституционное право осуществляет воспитательную функцию, которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.

В современных условиях весьма значимой является практике--организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, над- зорно-контрольной деятельности.

Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм в конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений.

Конституционное право как учебная дисциплина

Правоведение всегда и во всем мире считалось одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является одной из ведущих отраслей в системе права Российской Федерации. Местом конституционного права в ряду других отраслей права (соответственно юридических наук) обусловлено его значение в подготовке юристов.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

Наука конституционного права охватывает всю совокупность знаний, а учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки юристов в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Если при ее изучении образуются пробелы, они не смогут быть восполнены в последующем при помощи какой-либо другой юридической дисциплины. Более того, без знания конституционного права изучение этих других юридических дисциплин становится проблематичным. Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов. Отмеченным и объясняется тот факт, что конституционное право изучается первым среди других юридических дисциплин.

В современных условиях конституционное право приобрело иное звучание, чем, скажем, 20 лет назад. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.

Конституционное право способствует повышению общей правовой и государствоведческой культуры юристов, помогает оценивать любые явления с позиций политика, устанавливать приоритеты при решении тех или иных правовых вопросов, наделяет знаниями, без которых невозможно исполнение любых юридических обязанностей, государственных, управленческих функций.

Система конституционного права как учебной дисциплины практически идентична системе науки и выражается в соответствующей учебной программе, содержание которой распределяется по главам и разделам.

Все разделы курса конституционного права Российской Федерации по-своему важны, каждый имеет свое особое назначение. Так, учение о Конституции дает понятие о законодательных ценностях, о главном законе государства, его свойствах, механизме реализации конституционных норм. Нельзя представить юридическую деятельность без знания правовых основ гражданского общества, прав, свобод и обязанностей граждан, вопросов территориальной организации государства и т. д. Иначе говоря, данная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.

Структура учебной дисциплины определяется се программой и состоит из общей и особенной частей. В общей части раскрываются вопросы теории конституции и конституционного права, в особенной — институты конституционного права.

Изучение учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью усвоение установлений (положений, предписаний) Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, которые являются исходными для всех отраслей российского права, для судебной и иной правоприменительной практики.

В достижении указанной цели решаются следующие задачи:

  • получение знаний относительно конституционно-нормативных основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российского государства, системы органов публичной власти — представительных (законодательных), исполнительных и судебных на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;
  • овладение практическими навыками применения установлений конституционного права;
  • формирование у студентов конституционно-правового мировоззрения, конституционно-правовой культуры.

Развитие современной науки конституционного права в России

Наука конституционного права в России прошла не очень длительный, но весьма сложный путь развития. В условиях царизма, как известно, конституции не было (царский Манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г. содержали лишь некоторые положения конституционного характера). Однако, несмотря на это, российские ученые проводили исследования и создавали учебники (последние обычно под названиями «Общее государственное право», «Русское государственное право»), где излагались начала конституционализма главным образом на основе западных моделей и работ западных авторов, а также характеризовалось государственное и административное право Российской империи.

После революции 1905 г., когда в России появились отдельные элементы конституционализма (законосовещательный парламент, разрешены партии и др.), российскими учеными наряду с трудами по русскому государственному праву стали издаваться работы под названиями «Конституционное право», «Конституционное государство». Были опубликованы работы, посвященные анализу правового положения партий и основных прав граждан.

После Октябрьской революции 1917 г. и принятия первой советской Конституции 1918 г. до 1980-1990-х гг. XX в. развитие отечественной науки государственного (конституционного) права происходило в рамках советской социалистической науки, в се основу были положены принципы марксизма-ленинизма (от имен немецких коммунистов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также первого руководителя коммунистической партии и основателя советского государства в России В. И. Ленина).

Несмотря на то что советский период был временем тоталитаризма и порабощения человека партийно-государственной машиной, нельзя не отметить, что советская наука (и ее часть — российская) внесла свою долю в развитие интернациональной науки конституционного права. Многие положения, базирующиеся на идеях социальной справедливости, регулирующей роли государства, прогнозирования и планирования экономического развития, положения о социально-экономических правах граждан, праве наций (этносов) на самоопределение, о возможности национализации частной собственности, защите прав трудящихся и некоторые другие включаются ныне в новейшие «социальные» конституции Европы, Азии, Америки, Африки (правда, в переосмысленном с гуманистических позиций значении); это делается не без влияния российской мысли и конституционных формулировок, содержавшихся в советских и зарубежных социалистических конституциях.

В условиях социалистического тоталитарного государства СССР (и его части — РСФСР) многие из этих положений хотя и провозглашались, но не действовали. Их содержание было извращено, доминировали тоталитарные нормы и методы (диктатура пролетариата, примат государства по отношению к личности, руководящая роль единственной партии и др.). Гибель миллионов людей в ходе так называемого добровольного кооперирования крестьян, высылка из родных мест целых народов («репрессированные этносы»), массовые нарушения прав граждан, ГУЛАГ, «выборы без выборов» (с единственным кандидатом, рекомендованным коммунистической партией) — такова была «конституционная» практика, противоречившая общечеловеческим ценностям.

«Перестройка», начатая по инициативе Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии (КПСС) М. С. Горбачева в конце 1980-х гг., сохраняя сначала прежние принципиальные ориентиры («обновление социализма»), внесла некоторые коррективы в конституционное (государственное) право: из Конституции СССР 1977 г. были исключены положения о руководящей роли КПСС, возникли другие партии, была допущена, хотя и в ограниченных масштабах, частная хозяйственная инициатива и частная собственность, ликвидировано неравноправие форм собственности, введена конкуренция кандидатов на выборах представительных органов и др. Правда, в силу их кратковременности эти перемены недостаточно сказались на работах по конституционному праву того времени, они гораздо чаще находили отражение в публицистических выступлениях.

После распада в 1991 г. тоталитарного социалистического государства — Союза Советских Социалистических Республик (последствия этого события имели катастрофический характер, причинили много бед бывшим советским, в том числе российским, гражданам и в корне изменили международную обстановку, в частности, дестабилизировав ее) — Россия, являвшаяся до этого союзной республикой в составе СССР, стала самостоятельным, суверенным государством. Сначала на основе поправок к советской Конституции РСФСР 1978 г. (они, по существу, принципиально изменили ее), а затем в результате принятия Конституции РФ 1993 г., которая ввела в конституционное право современные общечеловеческие ценности (власть народа, политический и идеологический плюрализм, демократическое, социальное, правовое государство, многообразие и равноправие форм собственности, права человека, разделение властей, местное самоуправление и др.), в российском конституционном праве утвердились новые принципы. Несмотря на то что отдельные из таких формулировок несовершенны, а другие современные общечеловеческие ценности (социально ориентированная рыночная экономика, социальная функция частной собственности, социальное партнерство, социальная справедливость и т. д.) по разным причинам (отсутствие необходимых условий, недостаток знаний международного опыта, спешка при подготовке текста и др.) в Конституции 1993 г. не названы, теперь развитие российского конституционного нрава происходит в общем потоке мировой цивилизации и культуры.

Новым проблемам российского конституционного права посвящено много работ, причем оригинальные исследования опубликованы и в субъектах РФ.

Существенный вклад в развитие российского конституционного права вносят ученые других специальностей, выступая, в частности, с публицистическими материалами, отстаивающими гуманистические принципы. Некоторые из них — юристы по образованию.

Участвуют в развитии науки российского конституционного права и зарубежные ученые. Своей критикой тоталитаризма западные конституционалисты и советологи подготовили отказ от правовых норм, противоречащих гуманистическому сознанию народов, западные компаративисты предоставили необходимый правовой материал, выявили преимущества и недостатки различных систем конституционного регулирования. Их положения были использованы и в теоретических разработках ученых-конституционалистов современной России, и в практической деятельности, хотя не все выводы зарубежных конституционалистов и рекомендации западных экспертов были удачны.


Конституционное право
Понятие, предмет и методы конституционного права
Российское государственное право. Конституционное право
Место конституционного права в системе права
Конституционное право как отрасль права
Конституционное право как наука и учебная дисциплина
Наука конституционного права, её понятие и предмет
Система конституционного права РФ
Конституционно-правовая ответственность
Источники и методы науки конституционного права
Источники конституционного права РФ: понятие и виды
Институты конституционного права
Конституционно-правовые отношения, их виды, субъекты и объекты
Конституционно-правовые нарушения
Конституционные принципы права в РФ
Конституционно-правовые нормы: виды и особенности
Конституционализм и конституционность в РФ
Права и свободы человека и гражданина
Международное право о защите права и свобод человека
Государственные органы и устройство Российской Федерации