www.Grandars.ru » Правоведение » Административное право »

Давность привлечения к административной ответственности

Давность привлечения к административной ответственности

Законодательство об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако это правило имеет ряд исключений.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ:

  • об экспортном контроле;
  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;
  • об исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • об охране окружающей природной среды;
  • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);
  • об авторском праве и смежных правах;
  • о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен (тарифов); о рекламе; о лотереях;
  • о выборах и референдумах;
  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о несостоятельности (банкротстве);
  • о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках. Это же правило касается нарушения:
  • таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства, актов органов валютного регулирования;
  • иммиграционных правил;
  • правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Примерами подобных длящихся правонарушений в соответствии с КоАП РФ являются: нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13); нарушение сроков регистрации или перерегистрации оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5) и др.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки для определения давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Законодательство об административных правонарушениях определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. По истечении одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания лицо считается не подвергавшимся административной ответственности и при назначении нового административного наказания не может учитываться такое отягчающее обстоятельство, как повторность. Повторность не может рассматриваться в данном случае и в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.