www.Grandars.ru » Правоведение » Административное право »

Административно-деликтные (охранительные) отношения

Административно-деликтные (охранительные) отношения

Правоохранительные функции государственного управления и органов исполнительной власти обусловливают необходимость такой части административного права, которая содержит нормы, регламентирующие порядок применения мер административного правового принуждения к физическим или юридическим лицам. Государственное управление может быть «принуждающим» (правоохранительным, «нападающим», ограничивающим права субъектов права, жестким). В этих случаях применяются меры административного принуждения, т. е. контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекотельного, показательного и восстановительного характера. Здесь даже возможно временное ограничение прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном правоохранительными органами и сотрудниками правоохранительной службы, контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главными принципами «принуждающего» управления являются законность, обоснованность, гуманизм, уважение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Охранительные отношения регламентируются в основном административно-деликтным правом, которое устанавливает административную юрисдикцию. Административная юрисдикция включает в себя систему органов административного принуждения, полномочия должностных лиц по применению мер принуждения, административные производства, среди которых наиболее детально регламентировано производство по делам об административных правонарушениях. То есть главнейшей особенностью административной юрисдикции представляется применение административного принуждения.

Административно-деликтное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.

Административно-деликтное право включает так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикцион- ные) отношения, т. е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения. Административно-деликтное право состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право (например, применение административных наказаний) и процессуальное административно-деликтное право (например, порядок применения административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения). Административно-деликтные отношения (охранительные правоотношения) могут возникать также в целях предупредительного воздействия на различные субъекты права (например, меры административно-предупредительного характера) и в целях возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.

Административно-деликтное право включает в себя нормы права, устанавливающие систему правоохранительной службы в Российской Федерации. Это, например, нормы, совокупность которых можно определить как «полицейское право», т. с. как такую подотрасль административного права, которая регламентирует отношения по организации и деятельности полиции в Российской Федерации. Полномочия должностных лиц по применению административно-правового принуждения содержатся во многих федеральных и региональных законах, например: Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», Законе РФ «О полиции», Федеральном законе «О государственной охране», законах Воронежской области от 31 декабря 2003 г. № 74-03 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», от 23 сентября 2005 г. № 62-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Воронежской области», от 27 марта 2008 г. № 18-03 «Об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка на территории Воронежской области».