Ресурсосбережение в логистических цепях

Проблемы экономии и рационального использования материальных, ресурсов актуальны для любой страны. Рост масштаба производства и повышение производительности труда увеличивают массу перерабатываемого сырьяи и материалов, что приводит к постепенному истощению полезных ископаемых, усложнению и удорожанию их добычи, увеличивается стоимость сырья и материалов. Особенно остро проблемы ресурсосбережения стоят перед странами, не имеющими мощной сырьевой базы. Поэтому вопросы экономии и рационального использования материальных ресурсов становятся главными в цепи логистики. Именно логистика дает возможность реально влиять на расходование материальных ресурсов путем регулирования их потребления и маневрированием запасами сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукцией, источниками энергии. В полной цепи логистики стратегической целью является ресурсосбережение, минимизация затрат не материалы, топливо и энергию. В локальном масштабе — в отдельном звене логистической цепи — затраты соотносятся к обороту или к общим затратам по конкретному звену.

Важность проблемы экономии и рационального использования материальных ресурсов в цепи логистики определяется, so-первых, значительным удорожанием продуктов производства при доведении их до конечного потребителя, во-вторых, удельным весом материальных затрат по каждому звену логистики в общих логистических издержках.

Факторы экономии и рационального использования материальных ресурсов

При рассмотрении основных факторов и источников экономии материальных ресурсов, их рационального использования следует четко определить возможности логистики.

Все затраты по производству конечного готового продукта и доведению его до потребителя, подразделяются на две составляющие: первая — затраты, связанные непосредственно с производственным процессом; вторая — затраты, связанные с хранением, складированием и транспортировкой сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции.

Что касается производственного процесса, то с позиций логистики существует возможность влияния на снижение затрат при складировании, хранении и транспортировке разного рода продукции внутри промышленного предприятия. В тоже время отсутствует инструментарий логистики для снижения затрат на материальные ресурсы, поступающие по кооперации.

В процессе производства вопросы экономии и рационального использования материальных ресурсов решаются как в техническом, так и в организационном плане по следующим направлениям: выбор рациональных методов раскроя листового материала; повышение весовой и размерной точности отливок в литейном производстве; оптимизация структуры материалопотребления; снижение брака на всех стадиях производственного процесса; повышение требований к соблюдению технологической дисциплины; использование деловых отходов собственного производства.

Рассматривая вторую составляющую затрат в логистической цепи (хранение и транспортировка материальных ресурсов), следует констатировать, что имеется реальная возможность влиять на величину затрат в транспортных и складских операциях практически по всему спектру звеньев, как внешней (взаимоотношения между поставщиками и потребителями), так и внутренней (на промышленном предприятии) логистической цепи.

В затратах при физическом движении материально-технических ресурсов по всей цепи логистики насчитывается несколько статей: прямая заработная плата, отчисления на социальное страхование, расходы на рекламу, накладные, на материальные ресурсы и др. На снижение некоторых из них прямое влияние оказывает логистика. Это расходы на топливно-энергетические ресурсы, запасные части, вспомогательные материалы, ремонт и эксплуатацию оборудования, машин и аппаратов.

Решаемые логистикой задачи, связанные с экономией и рациональным использованием материальных ресурсов, классифицируются по направлениям их реализации, методам и приемам, с помощью которых достигается намеченный результат, по источникам (мероприятия, обеспечивающие экономию и рациональное использование материальных ресурсов).

В свою очередь основные направления экономии и рационального использования материальных ресурсов подразделяются на способствующие либо техническому, либо экономическому развитию.

Техническое развитие включает:

  • проектирование и использование экономичных видов средств труда — сокращение технологических отходов, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, улучшение эксплуатационных
  • характеристик оборудования и машин;
  • совершенствование конструкции производимых средств труда, т.е.снижение веса и габаритов технических устройств, стандартизацию и унификацию деталей и сборочных единиц, взаимозаменяемость узлов и агрегатов в различных моделях, расчет необходимой и достаточной надежности изделий в конкретных условиях эксплуатации, повышение технологичности оборудования и машин, установление рациональных технических характеристик;
  • модернизацию и использование типовых технологических процессов, применение унифицированных технических устройств, заменителей дефицитных и дорогостоящих материалов.

Экономическое развитие включает:

  • управление процессами — совершенствование межотраслевой кооперации и специализации, набор оптимальных вариантов управления на различных уровнях;
  • совершенствование использования и учета материальных ресурсов, применение эффективных методов оценки их расхода, прогнозирование потребностей;
  • снижение потерь материальных ресурсов на всех стадиях производственного процесса, строгое соблюдение технологической дисциплины, активное внедрение различных международных стандартов,
  • повышение культуры производства и качества технологических операций.

По экспертным оценкам доля влияния перечисленных факторов на ресурсосбережение распределяется следующим образом: в техническом развитии проектирование и использование экономичных видов средств труда — 28%, совершенствование конструкции средств труда — 25%, технологических процессов — 22%; в экономическом развитии управление процессами — 23%, материальными ресурсами — 20%, организации — 17%.

Материалоемкость звеньев цепи логистики

С одной стороны, научно-технический прогресс (в широком его понимании) позволяет снизить удельные расходы материалов, запасных частей и топливно-энергетических ресурсов на единицу эксплуатируемой техники и выполняемой работы; с другой стороны, снижение потребления материальных ресурсов оказывает прямое влияние на ускорение самого научно-технического прогресса. Иными словами, научно-технический прогресс можно рассматривать как инструмент, с помощью которого достигаются основные экономические цели логистики. Следовательно, первичным является максимальное снижение материальных затрат в цепи логистики, вторичным — развитие научно-технического прогресса, как реальной основы ресурсосбережения.

Рассматривая вопросы экономии и рационального использования материальных ресурсов (по номенклатуре и объему), снижения материальных затрат, следует фрагментарно остановиться на понятии материалоемкости, являющимся звеном в цепи логистики.

В классическом варианте показатели материалоемкости классифицируются в зависимости от масштаба управления по следующим группам:

  • материалоемкость общественного производства — отношение суммы мотериальных затрат в сфере материального производства к совокупному общественному продукту;
  • материалоемкость национального дохода — отношение суммы затрат к общему объему национального дохода;
  • материалоемкость продукции отрасли — отношение суммы материальных затрат в отрасли к валовой, товарной или чистой продукции;
  • материалоемкость производства — отношение суммы материальных затрат на предприятии к валовой, товарной или чистой продукции;
  • материалоемкость продукции предприятия — отношение суммы материальных затрат на единицу изделия к ее себестоимости.

Что касается звеньев цепи логистики, то показатели материалоемкости здесь несколько отличаются от классического варианта. В цепи логистики за основу принимаются единица технического параметра, единица эксплуатационной характеристики и единица работы. Ресурсы здесь также ограничены по номенклатуре и представляют: вспомогательные материалы, запасные части, топливно-энергетические источники. Номенклатура материальных ресурсов резко увеличивается и за счет ремонтной базы.

Проблема снижения материальных затрат и, соответственно, материалоемкости охватывает все звенья цепи логистики — транспортное, складское и тарное хозяйство, накопление запасов, их хранение и переработку .

Итак, в общем виде материалоемкость в логистической цепи определяется отношением суммы материальных затрат к совокупности работ, осуществленных за определенный период времени (как правило, год) в стоимостном выражении. Для различных звеньев цепи логистики составляющие материалоемкости несколько отличаются как по номенклатуре затрат, так и по проведенной работе. Фрагментарно рассмотрим показатель материалоемкости для каждого звено логистической цепи.

Материалоемкость транспортного хозяйства определяется отношением суммы материальных затрат на топливо, вспомогательные материалы, запасные части и амортизационные отчисления к стоимости перевозки грузов за определенный период времени, например год.

Составляющие материалоемкости складского хозяйства идентичны составляющим транспортного: материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части, амортизационные отчисления. Что касается стоимости работы, то она определяется временем эксплуатации складского оборудования (часов за год), умноженным на стоимость одного часа его работы. Стоимость рассчитывается исходя из вида, марки и типа складского оборудования, его грузоподъемности или мощности.

В отношении тарного хозяйства существуют два подхода при расчете материалоемкости:

Первый. Мелкая тара по окончании срока использования списывается как малоценный товар производственного назначения. Ежемесячные амортизационные отчисления на нее составляют часть ее стоимости в зависимости от нормативных сроков эксплуатации. Стоимость упаковки (отправляется заказчику вместе с товаром) входит в цену отпускаемого со склада товара.

Второй. Стоимость крупногабаритной тары (например, морские, железнодорожные, автомобильные контейнеры) рассчитывается аналогично составляющей в автохозяйстве. Для железнодорожного, речного и морского транспорто — по соответствующим тарифам. Материалоемкость такой тары определяется отношением суммы материальных затрат, включающих амортизационные отчисления и расходы по обслуживанию (мелкий ремонт, покраска) к стоимости перевозки грузов.

Материалоемкость запасов, хранящихся на складах, определяется отношением суммы затрат на энергоносители, заработную плату работников склада, амортизационные отчисления и прочие расходы к стоимости хранения одной тонны товара.

Снижение материалоемкости в каждом звене логистической цепи при сохранении качества выполняемых работ (без нарушения технологической дисциплины) осуществляется по следующим основным направлениям:

  • сокращение суммарной абсолютной величины потребляемых материальных и топливно-энергетических ресурсов;
  • снижение потерь топлива и энергии при выполнении работ и эксплуатации технических устройств;
  • сокращение норм расхода ресурсов при обслуживании технических устройств и проведении планово-предупредительного ремонта;
  • использование различного рода технических устройств, позволяющих строго фиксировать расход материальных ресурсов в производственно-технологических операциях.

Показатели ресурсосбережения в цепи логистики

В качестве объектов оценки расхода материальных ресурсов в цепи логистики выступают объемы, затраты, эффективность использования, структура, экономия материалов, топлива, энергии, запасных частей. В зависимости от объектов оценки классифицируются и показатели. Рассмотрим более подробно названные группы показателей ресурсосбережения в цепи логистики.
Общие показатели охватывают объекты оценки в целом и определяют состояние расхода материальных оесурсов при анализе производственно-хозяйственной деятельности. Например, общая потребность в материальных ресурсах, стоимость переработки единицы груза, абсолютная экономия материальных ресурсов и др.

Частные показатели характеризуют объекты оценки по отдельным видам ресурсов. Например, потребность в запасных частях, топливе, энергии, вспомогательных материалах, расход электроэнергии на один час работы оборудования, сроки использования.

Общие и частные показатели подразделяются но показатели, оценивающие затраты и использование материальных ресурсов в натуральном, стоимостном и относительном выражении (коэффициенты и индексы). Каждый характерный измеритель объединяет группу показателей — прямых и косвенных.

Прямые показатели характеризуют объекты оценки абсолютно — в натуральной или стоимостной форме, или относительно. Это, например, амортизационные расходы основных фондов или расходы на один час работы оборудования; срок его службы, абсолютная экономия ресурсов в отдельных цепях логистики или их звеньях; затраты на горючее, обтирочные и смазочные материалы, пар и сжатый воздух, силовую энергию.

Косвенные показатели, в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные.

Основные оценивают степень использования материальных ресурсов как в натуральном и стоимостном выражении, так и с помощью ряда индексов и коэффициентов (например, нормативы оборотных средств на запасные части, тару и инвентарь; коэффициенты ремонтных и профилактических затрат, межремонтного обслуживания).

Дополнительные показатели характеризуют затраты и эффективность использования материальных ресурсов опосредованно через коэффициенты использования парка оборудования, планового фонда времени работы оборудования; относительной экономии на амортизационных отчислениях за счет улучшения использования производственных фондов, складского оборудования и транспортных средств и др.

Как видим, все показатели затрат и использования материальных ресурсов классифицируются по уровням, признакам и физическому смыслу. Каждый из названных показателей может быть применен на практике для оценки затрат и использования материальных ресурсов в общей цепи логистики или в отдельных ее звеньях.

Экономический механизм ресурсосбережения

Ресурсосбережение, имея самостоятельное значение, комплекс задач и направлений их реализации, является неотъемлемой частью хозяйственного механизма в целом. Основу этого механизма составляет спектр разнообразных форм собственности — государственной, акционерной, кооперативной, частной. Поэтому качественное функционирование экономического механизма ресурсосбережения в цепи логистики, его работоспособность и жизнестойкость выдвигают ряд требований и условий как по отдельным составляющим, так и по хозяйственному механизму в целом.

Разработка экономического механизма ресурсосбережения (ЭМР) осуществляется последовательно: намечаются основные направления деятельности, определяются условия и принципы функционирования ЭМР в виде исходных положений, вычленяются основные составные элементы, действенные производственные связи между ними, разрабатываются критерии оценки эффективности использования материальных ресурсов в цепи логистики.

Для действенной работы в рамках ЭМР необходимо учитывать формы собственности (акционерные общества, финансово-промышленные группы, частные фирмы), специализацию и кооперирование производства, особенно в областях транспорта, складского и тарного хозяйства.

В качестве исходных принципов функционирования ЭМР выдвигаются материальная заинтересованность работников при разграничении функций, комплексная оценка состояния экономии и рационального использования материальных ресурсов, а также в каждом звене цепи логистики.

В качестве основных элементов ЭМР выступают натуральный (движение материальных ресурсов); стоимостной (себестоимость выполненной работы); технический (технологическая подготовка производства); организационный (организационная подготовка производства); учетный (учет операций по расходу материалов); нормативный (система нормирования расхода материалов); контроля (качество выполняемой работы); экономический (поощрения и административные санкции); регламентирующий элемент (нормативная документация).

Функционирование ЭМР предопределяется его производственными связями (внешними и внутренними) и взаимосвязью элементов системы с принципами, факторами и критериями оценки деятельности. Эта взаимосвязь осуществляется, как правило, на формальной основе. Неформальные производственные связи не смогут обеспечить хорошего функционирования экономического механизма ресурсосбережения.

Взаимосвязь всех звеньев и составляющих ЭМР должна осуществляться в рамках общей цепи логистики по стоимостным и натуральным показателям движения материальных ресурсов. Все элементы системы должны взаимодействовать в реалоном режиме функционирования.