Общие исследования в логистике

В связи с тем что практически любое исследование влечет за собой определенные затраты, оно должно быть всесторонне обосновано. Необходимость проведения исследований в логистике, как правило, возникает при ухудшении показателей производственно-хозяйственной деятельности фирмы за определенный период времени: снизилась прибыль, увеличились логистические издержки, ухудшились результаты финансовой деятельности, сократились объемы транспортируемой продукции, отсутствует необходимый “портфель” заказов.

Поэтому специалисты фирмы совместно с привлеченными экспертами не основании опыта и возникших ранее аналогичных ситуаций пытаются проанализировать сложившееся положение и выработать соответствующие рекомендации. В некоторых случаях это удается.

Рассмотрим логистическое исследование в общем виде, безотносительно к конкретной процедуре товародвиженияю. Само исследование можно представить в виде сетевого графика, который включает все элементы — от постановки проблемы до оценки эффективности исследования по результатом принятых решений.

Представим следующие этапы общего логистического исследования:

  • постановка проблемы;
  • определение задач
  • входящих в сферу проблемы
  • формулировка цели (целей) исследования
  • составление плана
  • установление перечня необходимых исходных данных;
  • выявление информационных источников,
  • сбор данных;
  • обработка информации;
  • систематизация и анализ собранных данных
  • выводы и рекомендации;
  • оценка эффективности исследования.

Остановимся более подробно на каждом из этапов общего логистического исследования:

Постановка проблемы. Обоснование необходимости исследования составляется в общем виде. Особенно важно правильно и кратко сформулировать проблему, которую подлежит исследовать. При этом намечается значительный круг вопросов, требующих разрешения по всем объектам исследования (складское и тарное хозяйство, запасы материально-технических ресурсов, транспортное хозяйство), по отдельным направлениям применительно к конкретной·проблеме.

Определение задач, входящих в сферу проблемы. Но этом этапе выявляется перечень исследовательских задач по проблеме. Их можно представить в виде “цепной реакции”: глобальная задача — локальные задачи — подзадачи. При этом выявляется последовательность их решения, а итерации в свою очередь строятся в соответствии с логикой и используемыми исходными данными (от предыдущего — к последующему). Перечень задач изображается графически, некоторые специалисты предпочитают строить комплекс задач в виде сетевого графика, где наглядно представлены последовательность их исследования и взаимосвязь.

Формулировка цели (целей) исследования. Постановка проблемы и определение задач снимают вопрос об объекте исследования. Следовательно, необходимо сформулировать цель или цели исследования. Как правило, цель зависит от объекта исследования — транспорт,терминалы, каналы распределения. Например, по транспорту возможен следующий вариант формулировки цели: восстановление прежнего положения на освоенном рынке транспортно-экспедиционных услуг; возможность снижения логистических издержек непосредственно при транспортировке продукции; внедрение транспортно-экспедиционных услуг на новые рынки.

Составление плана. На основании цели (целей) разрабатывается подробный план исследования, в который входит детальный перечень необходимых работ. За каждым пунктом плана закрепляются конкретные исполнители, все пункты увязаны между собой сроками. Большое значение в разработанном плане придается отчетности, полноте аналитической информации, логике рассуждений, выводам и рекомендациям.

Установление перечня необходимых исходных данных. Это один из важных и ответственных этапов. Поэтому специалисты-исследователи, чтобы избежать избыточной информации и многократности обработки идентичных данных, классифицируют исходную информацию по группам: официальная и неофициальная; первичная и производная; достоверная и подлежащая дополнительной проверке; комплексная и локальная; объективная и субъективная. Таким образом, создается перечень своеобразного исходного информационного обеспечения, обслуживающего весь процесс исследования.

Выявление информационных источников. В общем виде их можно подразделить но две группы. Первая — имеющаяся в наличии информация, которая может быть сгруппирована, обработана и обобщена. Это информационные статистические материалы государственных учреждений, бюллетени коммерческих и некоммерческих организаций, публикации торговых и промышленных ассоциаций, академические и специальные журналы; собственные аналитические материалы. Ко второй группе источников относятся: респонденты, в качестве которых могут выступать фирмы, научно-исследовательские организации, отдельные потребители услуг; привлекаемые специалисты, организующие собственными силами получение необходимой информации.

Сбор данных. Он подразделяется на два процесса в соответствии с источниками информации. К первому относятся так называемые кабинетные исследования, когда собирается, обобщается и обрабатывается информация из опубликованных источников и внутрифирменных документов. Второй процесс представляет собой внекабинетное исследование, когда информация добывается из других фирм, организаций и от отдельных респондентов. Здесь различают несколько методов: наблюдение, эксперимент, выборочное обследование.

Обработка информации. Это один из трудоемких этапов исследования, когда собранная информация сводится в групповые и комбинированные таблицы. С помощью статистических методов, на пример, таких как распределительный, сравнительный, индексный, специалисты готовят данные для установления определенных закономерностей различных процессов в зависимости от поставленной цели (целей).

Систематизация и анализ собранных данных. Но этом этапе информация систематизируется для решения конкретно поставленных задач, о аналитическая работа планируется вплоть до мельчайших деталей. Если исключается возможность проведения анализа отдельных составляющих на элементарном уровне, специалисты-аналитики прибегают к более сложным математическим методам. В зависимости от степени агрегирования аналитической информации применяется ряд математических методов, основными из которых являются: линейное, нелинейное, параметрическое, динамическое программирование, решаются многоитерационные задачи с получением оптимального результата но последнем этапе.

Выводы и рекомендации по результатам исследования. Результаты проведенного логистического исследования, как правило, представляются в виде отчета в двух вариантах: первый — развернутый и подробный, второй — сокращенный, но с подробным изложением основных результатов. Содержание отчета включает: цель обследования, общее описание, размер и характер выборки, время проведения обследования, используемые методы опроса, фактические результаты, базовые и производные показатели, географическое распределение проведенных опросов. Выводы в отчете обычно сопровождаются обоснованием предлагаемых решений, о фактический материал сравнивается и развернуто оценивается. Весь комплекс выводов и рекомендаций четко формулируется и представляет собой отдельные блоки возможных вариантов принимаемых решений, которыми можно маневрировать.

Оценка эффективности исследования. Все выводы и рекомендации по результатам исследования подлежат проверке на надежность в практической деятельности фирмы. Прежде всего осуществляется контроль проводимого фирмой комплекса мероприятий в соответствии с разработанными рекомендациями. Здесь возможно выявление дополнительных факторов, которые не были учтены в исследовании. Не исключена вероятность корректировки из-за изменений на рынке, происшедших после проведения логистического исследования.