Суфизм

Суфизм

Суфизм - это мистико-аскетическое направление в исламе, своеобразные исламские монахи.

Появление суфизма было связано с реакцией ревностных поборников чистоты ислама на его извращение халифами и их приближенными. Сам Мухаммед к аскетизму и монашеству не призывал, но относился с уважением к аскетам. Первые общины суфиев появились в Ираке и Сирии в начале VIII в., затем быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Вначале суфии вызывали настороженное к себе отношение и даже преследование властей, однако с течением времени к суфиям привыкли. B X-XI вв. суфизм приобретает характер мощного народного и интеллектуально-культурного движения.

Слово «суф» арабского происхождения и означает «грубая шерсть». Из этой шерсти делается одежда, бурнус, который как диплом вручается выпускникам суфийских школ. Суфиев называли дервишами, т.е. нищими, поскольку они презирали богатство, считая, что только аскеза поможет освободиться отличного существования и слиться с Богом. Этот путь духовного познания — тарикат — включает в себя ряд ступеней совершенствования: покаяние, осмотрительность, воздержание, аскетический образ жизни и др. Последней ступенью была макама, т.е. покорность, поднявшись на которую суфий подходит к последней стадии совершенствования, на которой происходит полное слияние с Богом. Суфии отрицают прошлое и будущее, рай и ад. Бог — единственная реальность, а мир — это видимость. Человек — это частица божественною, поэтому он должен стремиться к слиянию с Богом. Эти положения противоречат ортодоксальному исламу и осуждаются им. Ритуалам и установленным формам богопочитания суфии противопоставляют этическое благочестие, воплощенное в сакрализо- ванном понятии любви.

Суфизм был вызван к жизни конкретными обстоятельствами развития мусульманского общества, однако у его истоков наряду с догмами Корана стояли и другие учения: неоплатонизм Плотина, буддизм, христианский аскетизм.

В суфизме существует множество дервишских орденов, различающихся методами достижения слияния с Аллахом — тарикатами. Однако все они имеют строго налаженную иерархическую структуру, во главе которой стоят почитаемые святые отцы: муршиды, шейхи, пиры. Каждый желающий следовать по пути суфия — мюрид (ищущий) должен избрать себе духовного наставника — мур- шида (наставник, руководитель). Самостоятельно пройти тарикат невозможно, это может привести к потере здоровья, разума и самой жизни. Ученик должен беспрекословно повиноваться своему наставнику во всех мелочах, а не только в религиозных делах. Благодаря этому требованию суфийские ордена могли в случае необходимости превращаться в мощные боевые отряды, способные сплотить вокруг себя широкие слои мусульман.

В суфизме появляется несвойственный ортодоксальному исламу культ святых, к которому причислялись шейхи суфийских орденов, отличавшиеся склонностью к видениям и экзальтации и обладавшие абсолютным авторитетом и неограниченной властью. Когда в XI в. ортодоксальный ислам сблизился с умеренными течениями суннизма, институт святых — вали — был признан официально. Вскоре культ святых распространился по всему исламскому миру.

Из числа суфиев вышло немало писателей, поэтов, философов, ученых: Ибн Аль-Араби, Аль-Газали, Ибн-Сина, Аль-Хасан Аль- Басри и многие другие. Суфизм оказал большое влияние на духовную культуру мусульманского мира, на его творческую научную мысль, философию, литературу, поэзию.


Смежные предметы