Ислам в Индии и других странах востока

Сикхизм

Воины ислама вторглись в северную Индию, еще в конце XII в. они заняли район Дели, Бехар и Бенгатию. В начале XIII в. на завоеванных землях возник Делийский султанат, а ислам стал официальной религией северной Индии. Ислам быстро распространялся, особенно среди городского населения, в среде торговцев. Распространению ислама в Индии способствовала религиозная терпимость индуизма, его амофность. Принявшие ислам становились как бы членами одной касты, мусульманской. Однако несмотря на легкость, с которой ислам проник в Индию и был принят там, ему не удалось одолеть многовековую толщу традиций, он не завоевал исключительных позиций и должен был довольствоваться сосуществованием с индуизмом. Культура Индии осталась индуистской в своих основах, однако ислам оказал влияние на развитие литературы, искусства, архитектуры. Бессмертным памятником этого влияния является мавзолей Тадж-Махал в городе Агра.

Взаимное отчуждение исламской и индуистской традиций пытались преодолеть многие выдающиеся представители религиозных реформаторов Индии. К числу таких попыток относится деятельность Намдев из касты портных, а также известного поэта и просветителя Кабира.

Сикхи

На рубеже XV-XVI вв. с проповедью основ нового учения, призывавшего объединить мусульман и индуистов выступил легендарный Нанак, основатель учения сикхов. Он был выходцем из Пенджаба, где влияние ислама было весьма велико. Сикхи (ученики, последователи гуру Нанака) подчеркивали равенство всех перед Богом, полную свободу от кастовых различий и ограничений, выступали за широкое участие мужчин и женщин в активной жизни. В качестве символа освобождения от оков касты Нанак ввел принцип совместной трапезы и общей кухни. Нанак резко выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов (саги). Проповедь Нанака вызвала широкий энтузиазм среди населения Пенджаба. Секта сикхов скоро превратилась в огромную общину людей, подчинявшихся особым правилам, даже внешне отличавшихся от мусульман и индусов. Сикхи давали обет не стричься и не курить. Священной кии- гой сикхов стала «Грантх Сахиб» (Гуру Грантх), где излагались заповеди и проповеди первых сикских гуру вместе с Нанаком. Всего сикхи признают десять учителей-гуру.

Усиление сикхов и превращение их в мощную и воинственную религиозно-политическую общность вызвали негативную реакцию со стороны властей. Общины сикхов стали жестоко преследоваться. В конце XVII в. по приказу Аурангзсба девятый гуру был публично распилен на части. При десятом гуру Говинд сикхи подняли вооруженное восстание. Говиид создал боевую дружину сикхов — военую организацию хальсу. В хальсу вступали все сикхи. способные носить оружие, они давали клятву, прибавляли к своему имени слово «сингх», что означает «лев»; обряд посвящения включал в себя правило пяти «к»:

  1. не стричься и носить бороду (кеш);
  2. носить короткие и удобные для сражения брюки (качх);
  3. носить в пучке волос гребень (кангха);
  4. иметь короткий меч-кинжал (кирпан);
  5. носить боевой стальной браслет (канкан).

Сикхи начали войну за создание собственного государства. В 1708 г. Говинд был убит, но его последователи добились успеха и создали независимое государство в Пенджабе. Однако в 1849 г. его независимость в результате вмешательства английских войск была ликвидирована.

В XIV в. торговцы из восточных районов Индии познакомили с исламом индонезийцев. В Малакке, а затем и на острове Ява возникли исламские княжества и султанаты. В Китае ислам глубоких корней не пустил, хотя мусульмане как часть населения страны появились и существуют там до сих пор.


Смежные предметы