Grandars.ru » Философия » История философии »

Неклассическая философия

Классическая философия завершила своё развитие в середине XIX в. С этого же времени начинают своё развитие многочисленные и непохожие друг на друга направления неклассической философии. Единственное, что их объединяет, — это критическое отношение к идеалам классики.

Основные направления неклассической философии: марксизм, философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ, прагматизм, структурализм, религиозная философия, постмодернизм.

Наряду с ними можно назвать и такие направления неклассической философии, которые также называют современной философией (или философией модерна), как феноменология (Э. Гуссерль), философская антропология (М. Шелер), философия франкфуртской школы или критическая теория общества (М. Хоркхаймер), герменевтика (Х.-Г. Гадамер).

Определим различие между классической и неклассической философией. Это различие касается прежде всего их предмета и методов. Классическая философия рассматривает в качестве предмета исследования наиболее общие закономерности действительного мира, анализирует его как целостность, доступную человеческому разуму. В классической философии утверждается, что человек и человечество способны познать закономерности этого мира и получить о них объективное знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Считается, что в процессе познания мира может быть создана целостная теоретическая его модель, которая будет соответствовать этому миру.

В неклассической философии такая постановка предмета философского исследования и возможности адекватного познания мира подвергается сомнению и критике. Эта философия утверждает, что мир недоступен непосредственному познанию ни с помощью разума, ни с помощью чувств.

Неклассический тип философствования характеризуется следующими особенностями.

  • В неклассической философии происходит так называемый «уход от разума»: пересматривается статус разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса. Это приводит к возникновению альтернативной рационализму формы осмысления бытия и человека — иррационализма (лат. irrationalis — неразумный, бессознательный). «Неклассические» философы обратили внимание на «неразумные» формы духовного проявления человека — воля у А. Шопенгауэра, интуиция у А. Бергсона, бессознательное у 3. Фрейда, религиозная вера у С. Кьеркегора, инстинкт у Ф. Ницше).
  • В рамках неклассичсской философии в центре внимания оказывается антропологическая проблематика, причём человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее. Для неклассических направлений философии стало важным понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, осознания им факта манипуляции со стороны того общества и цивилизации, в которых он живёт. В рамках неклассической философии ставится вопрос, как человеку сохранить собственную индивидуальность, в целом человеческую сущность в таком чуждом ему социальном окружении.
  • От монологического, назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогическому. Новый тип философствования в лице читателя философского произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно-образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации читателя. В силу этого происходит изменение классических идеалов по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, допускающим различные интерпретации.

Во второй половине XIX века возникают два главных направления, развивающих критику идеализма немецкой классической философии, особенно гегельянства. Они получили названия «критика слева» (материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса) и «критика справа» (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, заложившие основы неклассичсской философии). Общим для них была критика предельной абстракции философии Г.В.Ф. Гегеля и претензий на постижение абсолютного знания о мире.