Буддизм в Тибете

Ламаизм

Ламаизм - это самое позднее направление в буддизме, однако именно в нем буддизм достиг своего наиболее завершенного облика.

Глава ламаизма Далай-Лама почитается во всем мире как глава буддистов всех направлений. Название этого направления происходит от слова лама, обозначающего тибетского монаха, священника, буквальный перевод этого слова — «выше нет».

Своеобразие этого направления обусловлено многими факторами.

  • Во-первых, предшественником буддизма в Тибете была религия бон (бонпо) с ее анимистическим культом божеств, духов и сил природы. Ламаизм впитал в себя часть этих культов и обрядов.
  • Во-вторых, ламаизм явился синтезом едва ли не всех основных направлений буддизма, включая хинаяну и различные секты махаяны.
  • В-третьих, большую роль в ламаизме играет тантринекая ваджраяна (алмазная колесница), истоки которой восходят к древним культам плодородия и соответствующим обрядам.

Под воздействием брахманизма и раннего буддизма возникает тантризм, который получил дальнейшее развитие в индуизме в форме шиваизма, а в середине I тысячелетия н.э. и в буддизме. Именно в буддийском тантризме впервые появляется мандала — графическое изображение Вселенной, насыщенное магическими знаками и символами, а также Калачакра - «Колесо времени», в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. В тантризме большое значение имеют медитация и грубые магические обряды, включая сексуальную практику. Исследователи считают, что специфика ламаизма обусловлена в первую очередь тантризмом.

Впервые буддизм проникает в Тибет только в Vb. н.э. из Индии. Однако вплоть до эпохи знаменитого тибетского правителя Сронцзан Гамбо (629-649) он был едва известен. Сронцзан Гамбо принял буддизм в качестве государственной религии прежде всего по политическим соображениям. Он вел активную завоевательную политику, а при помощи буддизма можно было идеологически укреплять созданную им империю. Главные жены правителя — непальская и китайская принцессы — принесли с собой священные тексты и реликвии буддизма. Позднее Сронцзан Гамбо и его жены были обожествлены и стали объектом всеобщего почитания.

После смерти царя процесс буддизации был приостановлен и вновь продолжился только через сто лет при царе Тисронге, который построил большое количество монастырей и храмов, приказал перевести на тибетский язык ряд священных книг буддизма, по- новому организовал корпорацию буддийского духовенства. Он также приглашал из Индии знатоков буддизма, наиболее известным из которых был Падма Самбхава, который реформировал буддизм, придав ему элементы тантризма, что облегчало принятие его населением, так как было близко коренным верованиям тибетцев. Однако вскоре буддизм опять подвергся гонениям, которые продолжались вплоть до XI в., когда из Индии в Тибет прибыл религиозный деятель Aтиша. Он организовал перевод на тибетский язык ряда канонических документов буддизма, сам написал ряд богословских трудов, провел в 1050 г. собор тибетской церкви. Основным направлением его деятельности было очищение буддизма от наиболее ярко выраженных форм магической обрядности, от шаманизма и полидемоиического культа религии бои. Деятельность Атиши укрепила организационно-церковные основы буддизма в Тибете. Однако еше на протяжении длительного времени шла борьба между последователями Падмы Самбхавы, получившими название красношапочников (за одежду красного цвета), и сторонниками реформ Атиши, прозванными желтошапочниками.

Только в XV в. буддизм в Тибете принял окончательную форму ламаизма благодаря реформам Цзонкабы (1357-1419). Цзонкаба, подобно Атише, выступил за восстановление норм классического буддизма: отменил послабления для монахов, ввел строгое безбрачие и суровую монастырскую дисциплину, за что его учение получило название гелукпа - добродетель (это слово иногда используют как синоним ламаизма). Большое значение имело ограничение магической практики. Цзонкаба не отменил полностью тантризм, но ввел его в умеренное русло, ограничившись символическими методами и приемами обретения энергии шакти. В результате возрос авторитет буддийского монаха — ламы. Монашество стало превращаться в привилегированный слой наставников-руководите- лей.

Постепенно возникает иерархическое устроение церкви. С именем Цзонкабы связывают сосредоточение всей власти в ламаизме в руках двух верховных руководителей - далай-ламы и панчен-ламы. На самом деле титул далай-ламы был установлен лишь с середины XVI в., а панчен-ламы — с середины XVII в. В XVI в. была оформлена теория о перевоплощении высших лиц буддийской иерархии, согласно которой они, умирая, перевоплощаются в младенца. После смерти очередного главы церкви и государства необходимо найти того хубилгана (воплощенца), в которого вселилась личность умершего. После строгой проверки (ребенок должен признать личные веши умершего) он провозглашался очередным его воплощением. Далай-лама признавался воплощением бодисатвы Авалокитешвары, а панчен-лама — воплощением будды Амитабы.

Политика лидеров ламаизма в последующие годы была направлена на достижение независимости и установление теократического государства на Тибете. В середине XVIII в. Тибет формально и фактически становится самостоятельным теократическим государством, глава которого является одновременно и главой церкви.

После китайской революции середины XX в. китайские власти начали наступление на Тибет, в результате которого были уничтожены сотни тысяч монахов, разрушены тысячи монастырей. Далай-лама XIV с большой группой (до ста тысяч) монахов и мирян вынужден был покинуть Тибет и поселиться в Индии, в городе Мак-Леод-Ганг, в предгорьях Гималаев, где он пребывает и сейчас как политический эмигрант.

Основы теории ламаизма были заложены Цзонкабой и впоследствии собраны монахами в 108-томное сочинение Ганджур, кото- рос включает в себя тибетские переводы важнейших сутр и трактатов хинаяны, махаяны и ваджраяны, рассказы, имевшие отношение к Будде, сочинения по астрологии, медицине и т.п. Комментарии к каноническим текстам Ганджура содержатся в священной книге Данджур, состоящей из 225 томов. Таким образом, ламаизм вобрал в себя все наследие буддизма.

Космология ламаизма еще более обширна и тщательнее проработана, чем в классическом буддизме. Гигантская космологическая система строго упорядочена. Во главе ее Адибудда — владыка всех миров, творец всего сущего. Главный его атрибут — Великая пустота - шуньята. Именно эта пустота, которая представляет собой духовное тело Будды, пронизывает собою все живое. Все несет в себе частичку Будды, а значит, обладает потенцией для достижения спасения. Эта частичка часто бывает подавлена материей, в соответствии со степенью подавленности люди делятся на разряды, высший из которых — пятый — приближает человека к состоянию бодисатвы. Но этого состояния достигают немногие. Для большинства главное — добиться удачного перерождения. Самое лучшее — это возродиться человеком в стране ламаизма, где мудрый учитель лама поведет по пути спасения, по пути мудрости - праджня с ее основными методам и-средствам и - парамита на преодоление незнания - авидьи.

Этические нормы Ламаизма

Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования.

Следует избегать десяти черных грехов:

  1. грехи тела — убийство, воровство, прелюбодеяние,
  2. грехи слова — ложь, клевета, злословие и суесловие;
  3. грехи мысли — зависть, злоба, еретические помыслы.

Следует следовать десяти белым добродетелям, которые антиномичны грехам.

Следует овладеть парамитами праджни: подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама праджня — мудрость.

Для обретения полного спасения необходимо еще преодолеть пять путей-преград: стяжание добродетелей, соединение с истиной и борьба со злом, достижение истинной мудрости, достижение прозрения и достижение цели. Выдержать такие испытания могли немногие, они обычно и обретали ореол высшей святости и считались эталоном. Все остальные лишь ориентировались на этот эталон и пользовались более простыми и быстрыми методами достижения цели, прибегали к помощи магии и мистики, которая широко распространилась еще во времена Пабмы Самбхавы.

К числу таких методов относилось многократное произнесение имени Будды. В ламаизме наиболее популярной мантрой является «Оммане падмехум». Это словосочетание не переводится, его значение — прославление Будды. Оно произносится не простыми звуками, а особыми, гортанными, что должно привести произносящего их в гармонию со всей Вселенной.

Широкое распространение в ламаизме получили молитвенные барабаны — цилиндрические емкости, вращающиеся вокруг неподвижной вертикальной оси. Барабаны заполнялись сотнями бумажек с записанными на них заклинаниями, молитвами, священными текстами сутр. Каждый оборот цилиндра приравнивался к разовому зачтению всех священных текстов, заложенных в барабан.

В ламаизме используются различные мандалы, графическая символика которых была пояснением сложной космологии ламаизма. Большое значение приобрела в ламаизме магия чисел. Четки, по которым монахи отсчитывают количество прочитанных молитв, состояли из 108 зерен-звеньев. Магия этого числа заключена в треугольнике-столбце из одной единицы, двух двоек и трех троек, перемножение которых дает 108. Калачакра с ее 60-летним жизненным циклом также является примером магического влияния чисел в буддизме.

Среди лам существует строгая иерархия, что не свойственно классическому буддизму. Во главе стоят далай-лама, панчен-лама, небольшая группа настоятелей крупных монастырей и ближайших помощников далай-ламы и панчен-ламы. Эта группа отличается тем, что является хубилганами. Следующая ступень — полные ламы - гэлуны, затем посвященные в первую степень ламства - гэцулы, еще ниже - послушники, а затем ламы, занимающиеся магией и врачеванием, на которых не распространялся обет безбрачия. Кроме того, в каждом монастыре была своя внутренняя иерархия лам во главе с настоятелем.

В монастырях была также особая группа монахов, которые назывались раджапы. Они специализировались на разделывании трупов. Для ламаизма характерно захоронение, получившее название небесного. Этот тип захоронений обусловлен спецификой природных условий. Труп умершего человека относят на одну из ближайших вершин, разрезают, отделяют мясо от костей, чтобы они могли быть съедены стервятниками и дикими животными. Если же умирал бедный человек, то его труп опускали в быстрый поток, чтобы его могли съесть рыбы. Таким образом, тело становилось пищей для животных. Только с телами известных учителей и лам, занимавших высокое положение, поступали иначе. Останки первых помешали в ступы как реликвию и память об их учении, вторых бальзамировали монахи в буддийских обшинах.

В монастырях три раза вдень проводятся богослужения — малые хуралы. Периодически применительно к фазам луны и некоторым другим природным явлениям и общественным событиям проводятся большие хуралы, а также торжественные хуралы, связанные с праздниками данной местности. Великими по придаваемому им значению и по продолжительности являются хуралы в честь докшитов - сверхъестественных существ, которые защищают веру и борются против ее врагов. Во время богослужений миряне в храм не допускаются. Они снаружи слушают пение и храмовую музыку, произносят священную мантру. Иногда хуралы совершаются по просьбе мирян по поводу значительного события в их жизни: рождение, свадьба, похороны, болезнь.