Философия природы

Философское понимание природы

Человеческое общество — это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды.

Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии.

Философские вопросы по отношению к природе:
  • взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества;
  • отношение природы и человеческой культуры;
  • как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека;
  • каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху.

Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может.

Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает его от других природных существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как специфическую часть природы.

Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. Кес-тественной среде относятся земной ландшафт: горы; равнины; поля; леса; реки; озера; моря; океаны и т.д.

Земной ландшафт составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим, в нее входят также:

  • недра земли;
  • атмосфера;
  • космос.

Конечно, природа, не исключая и географическую среду, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Но более сильное влияние на них оказывает практическая деятельность человека, которая направляется его потребностями, интересами, целями и идеалами.

За последнее столетие сильно повысилась степень воздействия общества на природу в связи с бурным развитием науки и техники. Среда обитания людей в самом широком понимании становится средой активного воздействия разума — ноосферой. Вследствие чего биосфера как сфера живой природы, которая включает в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Природа как предмет философского анализа

Природа и жизнь исследуется многими науками.

Особую роль здесь играет философия, т.к. она изучает наиболее общие законы и принципы организации природы и жизни, а также проблемы их взаимовлияния. Уяснение взаимосвязи природы и общества имеет важное значение для формирования оптимального их взаимодействия.

Понятие “природа” употребляется в широком и узком смысле слова. В узком смысле слова природа — это земная среда обитания человека. В широком смысле слова под природой понимают весь окружающий нас материальный мир. В этом смысле она выступает синонимом Вселенной.

Земная среда обитания человека или географическая среда включает в себя совокупность предметов живой и неживой природы.

Сфера распространения жизни называется биосферой. Этот термин ввел в научный обиход Ж.-Б. Ламарк. Значительный вклад в развитие представлений о биосфере внес В.И. Вернадский. В биосфере выделяется учеными три области: континентальная, океаническая и переходная.

Согласно данным наук развитие живого на Земле исчисляется миллиардами лет. Из известных на Земле организмов самые древние имеют возраст 3,2 млрд. лет.

Живые организмы на нашей планете развиваясь в тесной связи с неживым веществом, приспосабливаясь к окружающей среде, в то же время охватили ее активным преобразующим и организующим влиянием и стали мощным фактором эволюции приповерхностной области планеты. Развитие жизни, согласно теории Ч. Дарвина, сопровождалось возникновением новых видов живых существ. Вершиной этого процесса стало появление предчеловека, а затем и человека современного типа, который, по мнению ученых возник 43-45 тысяч лет назад. По мере того, как совершенствовался сам человек и его труд, изменялись связи между людьми. На этой основе формируется общество. Об обществе можно говорить лишь с появлением человека современного типа или человека разумного. Процесс возникновения человека и общества называется антропосоциогенезом. Ход антропосоциогенеза опосредован не только развитием сознания человека, но и совершенствованием его трудовой деятельности. Такая деятельность служит связующим звеном между человеком и природой.

Труд представляет собой целесообразную деятельность людей, направленную на освоение и преобразование природных ресурсов и социальных сил, используемых для удовлетворения потребностей общества.

Всякий труд включает в себя три компонента: целесообразную деятельность человека, предмет труда, орудия труда.

Генетически труд начинается с того момента, когда имеет место изготовление орудий труда с помощью других орудий и применение их для преобразования объектов природы в практических целях субъекта действия.

В качестве важнейших признаков человеческого труда в литературе выделяются следующие:

  • активное воздействие на природу, а не простое приспособление к ней;
  • изготовление и систематическое использование орудий труда при производстве материальных благ;
  • сознательность и целесообразность труда;
  • его коллективный, общественный характер.

Изготовление орудий труда позволило человеку пойти в своей эволюции не столько по пути приспособления к природным условиям, сколько по пути их изменения применительно к удовлетворению своих потребностей. Это означало, что, благодаря трудовой деятельности, человек нашел качественно новый способ разрешения противоречий между собой и природой. Благодаря труду, человек получил относительную независимость от естественных процессов природы посредством создания для себя искусственной среды. Однако сегодня дело дошло до того, что человек вне этой искусственной среды уже не может существовать. Он должен усиливать свое воздействие на природу постоянно ввиду роста численности населения и развития его потребностей.

Посредником взаимодействия между человеком и природой становится техника. Мир техники называется техносферой.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что взаимосвязь человека и природы в наши дни характеризуется крайним неблагополучием. Современный человек живет в условиях глубокого экологического кризиса.

Осмысление природы этого кризиса и путей выхода из него приобрело особую интенсивность в ХХ в.

Одним из видных отечественных ученых, уделивших внимание проблеме взаимосвязи человека и природы, был В.И. Вернадский, который предложил концепцию видоизменения связи человека и природы. Согласно этой концепции биосфера должна быть преобразована в ноосферу, т.е. в сферу гуманной, разумной деятельности. Отныне, по его мнению, люди могут связывать надежды на свое благополучие лишь с такой организацией жизнеобеспечения, которая базируется на гуманном использовании достижений науки и техники. Важную роль при этом должно сыграть включение в сферу разумной деятельности человека — космоса.

В дальнейшем проблема взаимосвязи общества и природы нашла свое отражение в трудах зарубежных (Ж. Дорет, А. Поччеи, Г. Одум, Э. Одум, В. Хесле и др.) и отечечственных ученых (Э. В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, А.Н. Кочергин, А.Д. Уреул и др.).

Выход из экологического кризиса многим ученым видится на путях бережного использования природных ресурсов, а также посредством внедрения достижений науки в практику организации общественной жизни.