Особенности экономического анализа деятельности торговых организаций

Важнейшим качественным показателем, характеризующим деятельность торговой организации, является прибыль (чистый доход). Анализ прибыли торговой организации в основном аналогичен анализу прибыли производственных организаций, однако имеет особенности, вызванные различиями в формировании доходов в торговле.

Товары поступают в торговые организации по покупным (оптовым) ценам. Продаются же товары населению торговыми организациями по розничным ценам. Разница между продажной и покупной ценой составляет торговую наценку, или валовый доход торговой организации. Следовательно, валовый доход может быть определен как сумма реализованных торговых наценок за вычетом налога на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) исчисляется в виде определенного процента от розничной цены, либо в виде наценки на оптовую цену.

За счет валового дохода (торговой наценки) возмещаются издержки обращения торговой организации, а также образуется прибыль. Отсюда следует, что прибыль равняется разности между валовым доходом и издержками обращения. Понятно, что основными путями увеличения прибыли в торговле являются увеличение валового дохода и снижение издержек обращения.

Сумму валового дохода торговой организации подсчитывают по данным ф. №2 отчетности «Отчет о прибылях и убытках» как разность между выручкой от продажи товаров и издержками обращения.

Отношение суммы прибыли от продажи товаров к объему товарооборота, выраженное в процентах, представляет собой уровень рентабельности торговой организации.

Анализ финансовых результатов деятельности торговой организации и ее финансового состояния

Информацию для анализа прибыли торговой организации представим в следующей таблице:

Показатели

По плану

Фактически

Отклонение от плана

1.Сумма розничного товарооборота (в тыс. руб.)

12000

12480

+ 480

2. Торговые скидки (наценки):

  • а) в тыс. руб.
  • б) в % к товарообороту

705

5,87

714

5,72

+ 9

-0,15

Издержки обращения:

  • в тыс.руб.
  • в процентах к товарообороту

576

4,80

559

4,48

- 17

- 0,32

4. Прибыль от реализации товаров (в тыс. руб.)

129

155

+ 26

5. Уровень рентабельности (в %)

1,07

1,24

+ 0,17

6. Прочие доходы (в тыс.руб.)

-

5

+ 5

7. Прочие расходы (в тыс.руб.)

-

И

+ 11

8. Балансовая прибыль (в тыс.руб.)

129

149

+ 20

В анализируемой нами торговой организации имеет место увеличение прибыли от продажи товаров по сравнению с планом на сумму + 26 тыс. руб. На это повлияли рассмотренные нами три фактора следующим образом:

  • 1) увеличение объема розничного товарооборота увеличило прибыль на сумму: 480 х 1,07 /100 = +5 тыс. руб.
  • 2) снижение среднего уровня торговых наценок уменьшило прибыль торговой организации на сумму: — 0,15 х 12480 /100 = — 19 тыс. руб.
  • 3) снижение среднего уровня издержек обращения увеличило прибыль на сумму: 0,32 х 12480 /100 = + 40 тыс. руб.

Общее влияние всех трех факторов (баланс факторов) составляет: +5-19+40=+26 тыс.руб.

Наряду с прибылью от продажи товаров торговая организация получает также прочие доходы и расходы, которые, как и в производственных организациях, подразделяются на операционные внереализационные и чрезвычайные.

Целесообразно также проверить причины образования прочих доходов, зачастую обусловливаются различными нарушениями в деятельности торговой организации. Так, например, доходы от излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, могут являться следствием неудовлетворительного состояния весового хозяйства, преднамеренного обмана покупателей и т.д.

Все описанное составляет содержание внутреннего анализа финансовых результатов деятельности торговых организаций.

Как следует из рассмотренной таблицы, анализируемая торговая организация получила сверхплановую балансовую прибыль в сумме 20 тыс. руб. На это повлияли следующие факторы:

  • увеличение объема розничного товарооборота в сумме + 5 тыс. руб.;
  • снижение среднего уровня торговых наценок в сумме — 19 тыс. руб.;
  • снижение среднего уровня издержек обращения +40 тыс. руб.;
  • превышение прочих расходов над прочими доходами — 6 тыс. руб.

Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет: + 5 — 19 + 40 — 6 = +20 тыс. руб.

Итак прибыль торговой организации увеличилась, главным образом, за счет снижения среднего уровня издержек обращения, а также (в значительно меньшей степени) за счет увеличения объема розничного товарооборота. Однако уменьшение среднего уровня торговых наценок, а также превышение прочих расходов над прочими доходами уменьшили величину балансовой прибыли анализируемой торговой организации.

Следует изучить причины снижения среднего уровня торговых наценок. Дело в том, что уровень торговых наценок, т.е. процентное отношение суммы этих наценок к величине товарооборота может изменяться и при неизменной величине самих наценок. Это может происходить по причине изменения структуры товарооборота, поскольку различные виды товаров имеют неодинаковые торговые наценки.

В заключение анализа прибыли следует указать резервы ее дальнейшего увеличения. В общем случае такими резервами являются: рост суммы розничного товарооборота, повышение торговых наценок, снижение издержек обращения, снижение прочих расходов.

В данной торговой организации резервами увеличения прибыли следует считать устранение причин прочих расходов в сумме 11 тыс. руб.

Заключительным этапом анализа прибыли является проверка правильности ее распределения и использования. В этих целях фактическое направление прибыли, отраженное в ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках» и в ф. №5 «Приложение к балансу» следует сопоставить с использованием прибыли, отраженным в финансовом плане торговой организации и выявить отклонения от распределения прибыли, предусмотренного планом. Необходимо дать общую оценку использования прибыли анализируемой торговой организацией и разработать мероприятия по совершенствованию использования прибыли и пути осуществления этих мероприятий.

Анализ финансового состояния торговой организации проводится аналогично анализу финансового состояния производственных организаций, что уже было рассмотрено нами в специальной главе. Здесь исчисляются и анализируются коэффициенты, отражающие платежеспособность и ликвидность торговой организации, обеспеченность ее собственными оборотными средствами, ее финансовую и рыночную устойчивость. Рассматривается использование собственных оборотных средств, изучается состояние оборотных активов торговой организации, ее дебиторской и кредиторской задолженности, анализируется оборачиваемость оборотных средств. В заключение производится подсчет резервов укрепления финансового состояния торговой организации, выявленных в результате проведенного анализа.


Смежные предметы
Экономический анализ
Экономический анализ - методы анализа деятельности предприятия
Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия
Факторный анализ - экономический анализ факторов развития предприятияЭффективность деятельности предприятия - показатели и резервы повышения Экономические показатели деятельности предприятия
Экономическая информация и ее анализ
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Доходы и расходы организации
Внереализационные доходы и расходы Рентабельность - анализ рентабельности предприятия
Анализ платежеспособности и ликвидности активов предприятия
Инвестиционная деятельность предприятия
Капитальные вложения - оценка эффективности капитальных вложений
Себестоимость продукции - анализ затрат на производство продукции
Экономические затраты
Анализ выручки от реализации продукции и объема производства
Валовая, товарная, реализованная и чистая продукция Товарные запасы и анализ товарооборота предприятия
Розничный товарооборот - анализ розничной торговли
Оптовый товарооборот - анализ организации оптовой торговли
Торговая организация - анализ финансовых результатов
Издержки обращения - анализ издержек обращения торгового предприятия
Ритмичность выпуска продукции
Анализ прибыли предприятия