www.Grandars.ru » Экономика фирмы » Экономический анализ »

Ритмичность выпуска продукции

Анализ ритмичности выпуска продукции

Ритмичность выпуска продукции означает, что изготовление продукции и сдача ее на склад должны осуществляться в соответствии с графиком.

Как правило, последний предусматривает примерно одинаковый, равномерный выпуск продукции по кварталам, месяцам, декадам. Однако на практике многие организации работают неритмично, то есть при выполнении плана производства в целом за отчетный период внутри последнего наблюдается недовыполнение плана в одни декады, месяцы и перевыполнение в другие.

Ритмичность производства имеет очень важное значение, так как в отчетном периоде продукция должна быть не только изготовлена, но и поставлена покупателям. Кроме того, ритмичность производства и реализации продукции ~ необходимые условия своевременного осуществления организациями расчетов по своим платежным обязательствам.

Неритмичность производства продукции порождает непроизводительные расходы в начале месяца в связи с простоями оборудования, транспорта, рабочей силы, нарушения договорных обязательств по поставкам продукции покупателям, а в конце месяца — непроизводительные расходы связаны со сверхурочными работами, поломками оборудования, снижением качества выпускаемой продукции.

Источниками информации для анализа являются материалы ведомостей выпуска отдельных видов продукции, данные оперативной отчетности и др.

Она ведет к снижению объема выпускаемой продукции и ухудшению ее качества, к излишнему расходованию средств на выплату заработной платы (за счет оплаты простоев и доплат за работу в сверхурочное время), к росту потерь от брака и др. Неритмичная работа предприятия-поставщика приводит к ухудшению деятельности предприятий-потребителей его продукции.

Неритмичная работа может вызываться следующими причинами: несвоевременными поставками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, перебоями в снабжении электроэнергией, неудовлетворительной организацией производства .

При анализе следует исчислить коэффициент ритмичности. Он определяется как отношение фактически выпущенной продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.

Рассмотрим следующие данные

Декады

Выпуск продукции (в тыс.руб.)

По плану

Фактически

Фактически в пределах плана

I

1000

300

300

II

1100

900

900

III

1200

2300

1200

Итого за месяц:

3300

3500

2400

На основе этих данных коэффициент ритмичности составляет 2400 / 3300 = 0,73. Это означает, что лишь 73% продукции было выпущено и сдано на склад без нарушения планового графика. При условии ритмичной работы объем выпущенной предприятием продукции может возрасти на сумму: 891 тыс. руб. (3300 · (100 — 73)) / 100.

При анализе необходимо также рассмотреть динамику ритмичности работы предприятия, т.е. как она изменяется с течением времени.

Рассмотренный показатель — коэффициент ритмичности — является наиболее распространенным в экономическом анализе. Существуют и другие показатели, используемые для оценки выполнения плана по ритмичности. Все эти показатели можно подразделить на два вида: прямые и косвенные.

К прямым показателям относятся: коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) в месячном выпуске, удельный вес продукции, произведенной за каждый месяц, в квартальном выпуске, удельный вес продукции, выпущенной за каждый квартал, в годовом объеме производства, продукция, выпущенная в первую декаду отчетного месяца в процентах к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенными показателями ритмичности являются: наличие оплаты сверхурочных работ, а также оплаты простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции.

Поэтому для более полной характеристики ритмичности используется также коэффициент аритмичности (числа аритмичности). Это сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

  • ∆ х2 — квадратическое отклонение от среднедекадного (в данном случае) задания;
  • n — число суммируемых плановых заданий;
  • х — среднедекадное задание по графику.

В рассматриваемом примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это означает, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4%.

С целью углубления анализа необходимо изучить ритмичность работы не только предприятия в целом, но и отдельных цехов.

Ликвидация причин неритмичной работы позволяет мобилизовать значительные резервы увеличения объема выпуска продукции.

Поэтому по результатам проведенного анализа следует наметить мероприятия, направленные на устранение причин неритмичной работы, и разработать пути внедрения этих мероприятий.


Смежные предметы
Экономический анализ
Экономический анализ - методы анализа деятельности предприятия
Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия
Факторный анализ - экономический анализ факторов развития предприятияЭффективность деятельности предприятия - показатели и резервы повышения Экономические показатели деятельности предприятия
Экономическая информация и ее анализ
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Доходы и расходы организации
Внереализационные доходы и расходы Рентабельность - анализ рентабельности предприятия
Анализ платежеспособности и ликвидности активов предприятия
Инвестиционная деятельность предприятия
Капитальные вложения - оценка эффективности капитальных вложений
Себестоимость продукции - анализ затрат на производство продукции
Экономические затраты
Анализ выручки от реализации продукции и объема производства
Валовая, товарная, реализованная и чистая продукция Товарные запасы и анализ товарооборота предприятия
Розничный товарооборот - анализ розничной торговли
Оптовый товарооборот - анализ организации оптовой торговли
Торговая организация - анализ финансовых результатов
Издержки обращения - анализ издержек обращения торгового предприятия
Ритмичность выпуска продукции
Анализ прибыли предприятия