Менеджеры в организациях

Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
  • руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).

Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте

Менеджмент

Конечный результат

Американский

Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации

Японский

Совершенствование межличностных отношений

Европейский

Формирование качества продукта

Российский

Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике

Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

  • обеспечение функционирования подсистемы снабжения;
  • обеспечение функционирования производственной системы;
  • обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;
  • ОФ финансовой подсистемы;
  • ОФ инновационной подсистемы;
  • ОФ социальной подсистемы;

Типы менеджеров

Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Уровни управления

Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

  • предпринимателя;
  • бизнесмена;
  • коммерсанта.

Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.

Качества, необходимые менеджеру

Основные качества, необходимые менеджеру:

  • мировоззренческая позиция:
    • наличие выработанной управленческой концепции;
    • желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
    • умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
  • деловая компетенция:
    • обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
    • обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
    • владеть современными методами менеджмента;
  • административный талант:
    • проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
    • обладать опытом административной работы;
    • иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
    • уметь осуществлять корпоративную поддержку;
  • личностные качества:
    • генетическая предрасположенность к лидерству;
    • обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
    • критически оценивать свои достижения;
    • уметь гармонизировать межличностные отношения;

Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

Административный талантэто качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

Требования, предъявляемые к менеджеру

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

  • - знание технологии производственного процесса и его функционирования;
  • - знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
  • - знание общей экономической теории;
  • - знание теории маркетинга;
  • - а также общая эрудиция по специальности;
  • - знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

  • - умение быть в форме;
  • - выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
  • - выдержка в любой конфликтной ситуации;
  • - коммуникативность;
  • - умение слушать;
  • - интуиция;
  • - приспособляемость к ситуации;
  • - восприимчивость критики, самокритичность;
  • - уверенность в себе;
  • - авторитетность;
  • - стремление к успеху и готовность работать для этого;
  • - возраст и внешние данные;
  • - сила воли;

3. Личные способности:

  • - умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
  • - умение распределять обязанности и давать четкие указания;
  • - умение стимулировать и мотивировать работников;
  • - легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

  • - ум и рассудительность;
  • - творческий потенциал;
  • - умение принять нужное решение;
  • - логическое, структурное, системное мышление;
  • - интуиция;

5. Рабочие приемы:

  • - рациональность и системность в работе;
  • - умение максимально концентрироваться;
  • - умение принятия решений и снятия проблем;
  • - самоменеджмент;
  • - умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

  • - активность и подвижность;
  • - энергичность;
  • - сила и здоровье.

Смежные предметы
Менеджмент фирмы
Менеджмент в управлении организацией и функции менеджмента
Психология менеджмента
Модели менеджмента - японская и американская
Менеджер в организации. Требования к менеджеру
Организация - понятие, классификация и виды организаций
Община, как форма организации отношений между участникамиКорпорация - объединение с экономическими целями деятельностиАссоциация - организация, объединение свободных людей Принятие решений в менеджменте. Методы принятия управленческих решений
Коммуникации в системе менеджмента организации
Эффективность менеджмента
Организационная культура организации
Информационный менеджмент и информационные системы управления
Система MRPERP системаСППР - Система поддержки принятия решений Инновации и организация инновационной деятельности предприятия
Задачи инновационного менеджмента История менеджмента