www.Grandars.ru » Экономика фирмы » Экономика фирмы »

Конкурентоспособность страны

Конкурентоспособность страны на внешнем рынке представляет собой комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ на основе эффективного использования имеющихся ресурсов с целью увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг на мировом рынке.

Факторы конкурентоспособности страны

Конкурентоспособность страны

Понятие «конкурентоспособность страны» предполагает производство таких товаров, которые соответствуют запросам международного рынка и конкретных потребителей. Эти товары должны иметь высокое качество и соответствовать уровню мировых стандартов.

Необходимо иметь в виду, что любой товар после выхода на мировой рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Для того чтобы замедлить этот процесс, необходимо постоянно совершенствовать качественные и эксплуатационные характеристики товара, а производство нового товара должно осуществляться планомерно, чтобы создать условия для его выхода на мировой рынок.

Для обеспечения конкурентоспособности страны на международном рынке необходимо постоянно изучать конъюнктуру мирового рынка и уровень развития конкуренции в соответствии с фазами жизненного цикла товара. При этом необходимо учитывать целесообразность выпуска нового товара прежде, чем старый исчерпал свои возможности.

Таким образом, конкурентоспособность страны на мировом рынке характеризуется совокупностью параметров товара, предлагаемого для реализации на внешнем рынке, которые отличают данный товар от товаров-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя и уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.

Конкурентоспособность страны:
  • способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках;
  • степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США);
  • экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития);
  • способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны:
  • динамизм экономики, оцениваемый по таким показателям, как темпы экономического развития, положение национальной валюты, объем производства важнейших товаров в расчете надушу населения и др.;
  • эффективность промышленного производства:
  • динамизм рынка, оцениваемый по показателям уровня качества товаров, объема потребительских расходов надушу населения и др.;
  • состояние и развитие финансовой системы страны, оцениваемое исходя из деятельности коммерческих банков, рынка ценных бумаг;
  • человеческие ресурсы, определяемые на основе численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, уровня квалификации трудовых ресурсов и т.п.;
  • роль государства, оцениваемая степенью воздействия государственного регулирования в экономике на основе исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны и др.;
  • ресурсы и инфраструктура — исследуется обеспеченность страны различными видами ресурсов со степенью развития инфраструктуры;
  • социально-политическая обстановка в стране — показателями, ее характеризующими, выступают величина дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и т.д.

Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях, потому что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

В отличие от категорий конкурентоспособности продукции, товара, предприятия, относящихся к сфере микроэкономики, конкурентоспособность национальной экономики имеет ярко выраженный макроэкономический характер.

На современном этапе экономического развития обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшей проблемой, характеризующей не только положение страны на мировом рынке, но и определяющей в значительной степени ее национальную безопасность.

Рейтинг конкурентоспособности стран мира

Оценка конкурентоспособности страны

Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.

1. Всемирный экономический форум, 1986 г. оценивает по 8 группам агрегированных факторов (381 показатель):

  • внутренний экономический потенциал;
  • внешнеэкономические связи;
  • государственное регулирование;
  • кредитно-финансовая система;
  • инфраструктура;
  • система управления;
  • научно-технический потенциал;
  • трудовые ресурсы.

Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:

  • характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста;
  • характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности труда, заработной платы, личного дохода);
  • расходов на НИОКР, % от ВВП (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов);
  • характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП);
  • инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП).

2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов):

  • политический риск (возврат денег);
  • экономические перспективы;
  • внешняя задолженность;
  • долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;
  • доступ к банковским ресурсам;
  • доступ к рынкам капитала;
  • предоставление форфейтинговых услуг.

Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:

100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (табл. 1).

Таблица 1. Оценка конкурентоспособности страны

Показатели

Составляющие элементы

Критерий оценки

Примечание

1. Политический риск, /п

Возможность неплатежей по поставкам продукции (оказанию услуг)

Невыплаты по займам, финансовым обязательствам, дивидендам

Невозможность репатриации вложенных капиталов

max = 25 баллов

Чем меньше риск, тем выше рейтинговая оценка

2. Экономические перспективы, /э

Прогноз развития на данный год Прогноз на последующий год

max = 25 баллов

3. Внешняя задолженность, /з

/з = А + (В х 10) -(С х 10)

Отношение суммарного долга страны к ВВП, А

Отношение долга к сумме экспорта, В

Сальдо платежного баланса по текущим операциям к ВВП, С

max = 10 баллов

Чем ниже численное значение по формуле, тем выше рейтинг

4. Долг в связи с дефолтом или в связи с рестуктури зацией долга, /д

Выполнение (невыполнение) финансовых обязательств или перенос срока уплаты по всей задолженности

max = 10 баллов

Максимальный балл получают страны, у которых не было платежей;

0 баллов — у кого невыполнение финансовых обязательств или перенесен срок

5. Кредитный рейтинг (рейтинг платежеспособности по кредитным долгам), /к

max = 10 баллов

Максимум баллов наиболее платежеспособным фирмам

Оценка по данным ведущих рейтинговых фирм мира iMoodys, StandartSPoof's, Fitsh)

6. Доступ к банковским ресурсам, /б

Отношение частных, долгосрочных, негарантированных займов к ВВП

max = 10 баллов

Источник оценок«Global Development Finance»

7. Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, /ф

Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем

Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем в 95% случаев

Доступ не составляет особых проблем

Доступ возможен в зависимости от ситуации на рынке капитала

Доступ не исключается при определенных условиях

Доступ вообще не возможен

max =

= 5 баллов

= 4 балла

= 3 балла

= 2 балла

= 1 балл

= 0 баллов

8. Доступ к форфейтинговым услугам, /фф

Доступ не сопряжен с рисками

max = 5 баллов

Источники: Morgan Crenfell, Trade Finance, Standard Bank, отделение Mc Kinsy (г. Москва)

Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность страны оценивает по формуле:

  • bi — значимость фактора i конкурентоспособности (i = 1,0);
  • кi — конкурентоспособность фактора (Kj = Пi / Пнi);
  • Пi — абсолютное значение;
  • Пнi — нормативное значение фактора).

Показатели для оценки конкурентоспособности страны (1,0):

  • расходы из госбюджета на НИОКР (в % от ВВП);
  • расходы из госбюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), в % от ВВП;
  • стабильность политической системы в стране, баллы;
  • ВВП на душу населения, тыс. долл.;
  • средняя продолжительность жизни;
  • эффективность использования ресурсов; экспорт в % от ВВП;
  • место страны в мире по запасам природных ресурсов на душу населения.
  • уровень инфляции, %;
  • место страны по удельному весу в составе 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира.

Понятия фирмы и предприятия
Цели и задачи предприятия
Финансовое планирование и прогнозирование
Оплата труда
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность: понятие, виды, сущность и система конкурентоспособности на рынке
Конкурентоспособность товаров - методы оценки конкурентосопосбности товаров и услуг
Конкурентоспособность и качество продукции предприятия
Конкурентоспособность отрасли, её оценка
Конкурентоспособность региона, её анализ и оценка
Конкурентоспособность страны - показатели и факторы оценки конкурентоспособности стран мира
Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия, её факторы
Конкурентные преимущества предприятия: виды, факторы и источники формирования конкурентных преимуществ
Потенциал предприятия: понятие и оценка финансового и экономического потенциала предприятия
Управление конкурентоспособностью предприятия
Конкурентный анализ предприятия и его преимуществ. Анализ конкурентов на рынке
Конкурентная разведка
Конкурентные стратегии предприятия, их основные виды по М. Портеру
Стратегии конкуренции фирмы
Стратегия фокусированияСтратегия дифференциации: преимущества конкурентной стратегии дифференциации