www.Grandars.ru » Экономика фирмы » Менеджмент фирмы »

История менеджмента

Формирование науки управления и эволюция менеджмента

История менеджмента

Истоки возникновения современного менеджмента

Исходные понятия, раскрывающие сущность эволюции менеджмента:

Разделение труда — форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы выполняют различные и притом дополняющие одна другую трудовые операции.

Специализация — избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания и т. д., сосредоточение на каком-либо занятии и приобретении соответствующих знаний и умения.

Кооперация - форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

Классификация подходов в науке управления XX в.

В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Порядок перечисления указанных подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке достаточно объективны. Они кроются в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие периоды и в том, какие факторы выдвигаются на первый план в тот или иной период (табл. 1).

Таблица 1. История возникновения современного менеджмента

Стадии

Содержание методов управления

Характеристика и критерии управления

Пионерная 1820-1890 гг.

Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя

Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера

Организационная, начало ХХ в.

Научный подход к организации управления, администрирование

Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и индустрий. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом

Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в.

Поведенческие подходы к организации управления

Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной и предпринимательской деятельности

Развитие школ управления и эволюция управляющих систем

На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рис. 2.1).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Классическая школа. Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 2.2). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.

Рис. 2.2. Классическая школа менеджмента

Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).

Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).

Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).

Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).

Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).

Школа социальных систем. Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).

Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.

На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия - составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.

Различают три основных фазы (табл. 2.2):
  • эпоха массового производства;
  • эпоха массового сбыта;
  • постиндустриальная эпоха.

Методы и формы менеджмента на фазах все более связанных с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения.

Таблица 2.2 Их главные особенности

Фаза массового производства (начало ХХ в. до 30-х гг.)

Фаза массового сбыта 1930-1960 гг.

Постиндустриальная фаза с середины 1960-х гг.

  • Выпуск стандартной продукции
  • Рынок неограничен
  • Критерий — низкая себестоимость
  • Все внимание внутрь фирмы

Генри Форд: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были черные», т.е. дешевые

  • Выпуск дифференцированной продукции
  • Всплеск конкуренции
  • Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт
  • Внимание на имидж формы

Состояние общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле»

  • Жесткая конкуренция
  • Быстрое устаревание основного капитала
  • Интернационализация предпринимательства
  • Курс — решение стратегических целей

П. Друкер: «Наступившие времена — эпоха без закономерностей»

Современные концепции управления

На базе сложившихся научных школ менеджмента получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем.

Сущность новых подходов отражает концепция Managment ohne Hierarie (менеджмент без иерархии), которая ставит цели:
  • отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией;
  • деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»;
  • учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования;
  • утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;
  • учет экономических требований в принятии предпринимательских решений.
В производственной сфере получили развитие следующие концепции:
  • Just-in Time Production (JIT), представляющая собой философию менеджмента, нацеленную на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку.
  • Тоtаl Quality Control (TQC), под которой понимается концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей.
  • Total Productive Maintenance (TCP). Концепция ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации.

отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией;

деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»;

учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования;

утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;

учет экономических требований в принятии предпринимательских решений.


Смежные предметы