www.Grandars.ru » Экономика фирмы » Менеджмент фирмы »

Информационный менеджмент

Менеджмент фирмы

Основные понятия и сущность информационного менеджмента

Современный этап развития нашего общества можно охарактеризовать как постиндустриальный или информационный.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Отличительные черты информационного общества:
  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества,
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте,
  • создание глобального (единого) информационного пространства, обеспечивающего: эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Иными словами, если в индустриальном обществе основным ресурсом и объектом производства считался материальный продукт или услуга, то одним из ключевых понятий при информатизации общества стали информационные ресурсы.

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации; документы и массивы документов, отдельные и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и знаний и т.д.).

Данные — факты, обработанные и представленные в формализованном виде (т.е. на каком либо носителе) для дальнейшей обработки.

Одним из особо важных аспектов функционирования информационного общества является создание такого общего ресурса, который позволил бы беспрепятственно создавать и потреблять информацию во всех областях жизнедеятельности человека.

Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство — совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов, по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан.

Однако для эффективного функционирования человека (предприятия) в информационном пространстве необходимы стандарты и правила, обеспечивающие взаимодействие всех компонентов этого процесса между собой.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.

Менеджмент — это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Информационный менеджменттехнология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.

Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:

Информация — комплексное понятие, то есть:

  • условие и средство делового общения;
  • средство доведения до общества сведений об организации;
  • источник сведений о внешней среде;
  • товар.

1. Информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации.

2. Информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.

3. Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а ко всей информационной деятельности организации, при этом являясь значительно более масштабным понятием, чем управление документооборотом.

Таким образом, информационный менеджмент — управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.

Другими словами, информационный менеджмент — процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента для работы менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях.

Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

Задачи информационного менеджмента:
  1. Качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
  2. Осуществление управления информационными ресурсами;
  3. Обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
  4. Интерфейсная задача — обеспечение управления коммуникациями (общение — передача информации от человека к человеку).

Информационное пространство предприятия — совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:

  • информационное взаимодействие организаций и граждан;
  • удовлетворение их информационных потребностей.

Основными компонентами информационного пространства являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства и технологии информационного взаимодействия;
  • информационная инфраструктура.
Информационный ресурс предприятия:
  • Информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
  • Информационные ресурсы (по законодательству РФ) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

  • По отношению к предприятию: внутренние и внешние.
  • По способу хранения(передачи): без документарные, документарные и электронные.
  • По типу источника(пользователя): персональные, коллективные (группа, структурное подразделение и общекорпоративные.
  • По доступности: общедоступные, частично закрытые (только для группы лиц) и закрытые (для нескольких лиц).

Информационная система (ИС) — по законодательству РФ — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Информационный менеджмент — это управление экономическими информационными системами (ЭИС) на всех стадиях их жизненного цикла.

Информационный менеджмент необходим:

  • на предприятиях-производителях программных продуктов;
  • на предприятиях, занимающихся реализацией программных продуктов;
  • на предприятиях-потребителях информационных систем;
  • на предприятиях, работающих в IT-консалтинге.

Понятие информационного менеджмента имеет различную трактовку в разных странах.

Немецкая школа понимает под IT-менеджментом весь комплекс задач менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.

Английская школа трактует IT-менеджмент как комплекс задач управления, связанных с информационными системами.

Российское определение IT-менеджмента: круг задач управления, решение которых обеспечивает достижение целей предприятия за счет эффективного и согласованного управления ресурсами информационных технологий и ресурсами предприятия.

Таблица 1. Способы использования ИТ на предприятии

Архитектура

логика организации данных, приложений и инфраструктуры

Инфраструктура

ИТ обслуживание

Инвестиции в ИТ

объёмы и объекты ИТ инвестиций

Потребности в бизнес приложениях

определение потребности в приобретении элементов ИТ

Операционные решения на всех этапах жизненного цикла ИС

Информационный менеджмент как средство управления информационным процессом

Признаки компании с высоким уровнем реализации информационного менеджмента определяют следующие показатели:
  • высшее руководство компании способно описать процедуры информационного менеджмента в компании;
  • наиболее прямое участие высшего менеджмента в процедурах принятия стратегических решений в ИМ;
  • наличие чётких целей бизнеса для осуществления инвестиций в ИТ;
  • наличие динамики по уменьшению перемен в управлении.
Признаки неэффективного информационного менеджмента на предприятии показывают следующие ситуации:
  • высшее руководство ощущает низкую рентабельность от инвестиций в ИТ;
  • ИТ часто являются преградой для осуществления новых стратегий компании;
  • медленное или противоречивое действие механизмов принятия решений в ИТ;
  • высшее руководство не может объяснить процедуры в рамках ИМ на предприятии;
  • проекты ИТ не укладываются в сроки или бюджет;
  • аутсорсинг рассматривается как быстрое решение проблем;
  • частая смена механизмов управления.

Эксперты считают, что 80% компаний не используют новые технологии именно из-за неспособности понять ИТ и лишь 20% — из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у сотрудников ИТ-отделов

Тенденции дальнейшего развития информационного менеджмента на предприятия:
  • постоянное увеличение роли ИТ как ресурса в реализуемых технологиях;
  • повышение ценности и конфиденциальности накапливаемой информации;
  • перевод всё большего количества процессов в онлайн;
  • увеличение потребности в мобильности процессов ИМ и применяемых ИТ;
  • увеличение доли аутсорсинга в вопросах управления инфраструктурой (ИТ услугами).

Ранние классы информационных систем: TPS и MIS.

Автоматизированная информационная система — совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными и информацией и производства вычислений.

  • ИС может быть проанализирована, построена и управляема на основе общих принципов построения системы.
  • ИС является динамической и развивающейся.
  • при построении ИС необходимо использовать системный подход.
  • ИС следует воспринимать как человеко-машинную (средства, обеспечивающие взаимодействие с компьютером).

ИС развиваются в двух направлениях:

  • разработка ИС, в основе которых лежит производственный цикл;
  • разработка ИС, в основе которых лежит цикл принятия решения.

Основными свойствами ИС являются:

  • расширяемость (масштабируемость);
  • мобильность (переносимость);
  • интероперабельность;
  • распределённость;
  • многоплатформенность;
  • поддержка общепринятых стандартов;
  • обеспечение целостности данных;
  • производительность;
  • дружественность к пользователю;

Внедрение информационной системы способствует:

  • получению более рациональных вариантов решения задач, за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;
  • освобождению пользователей от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  • замене бумажных носителей данных на электронные;
  • обеспечению достоверной информации;
  • уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
  • отысканию новых рыночных ниш;
  • привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

Архитектуру ИС можно представить в виде 5-ти уровней:

  1. Уровень автоматизируемых функциональных задач (функциональные требования).
  2. Уровень прикладных программных комплексов, реализующих функциональные требования.
  3. Уровень интеграции, включающий компоненты, реализующие внутреннее взаимодействие программных комплексов ИС и внешнюю интеграцию с внешними системами.
  4. Уровень информационного обеспечения (баз данных) — совокупность объектов нормативно-справочной информации и оперативных данных, которые создаются, хранятся и обрабатываются в ИС.
  5. Уровень инфраструктуры, включая организационную, техническую составляющие и компоненты обеспечения информационной безопасности. Компоненты инфраструктуры обеспечивают функционирование компонентов верхних уровней ИС.

Виды информационных систем предприятий поддерживающие производственный цикл:

  • Система MPR
  • Система ERP

Виды информационных систем, поддерживающие процесс принятия решений:


Смежные предметы
Менеджмент фирмы
Менеджмент в управлении организацией и функции менеджмента
Психология менеджмента
Модели менеджмента - японская и американская
Менеджер в организации. Требования к менеджеру
Организация - понятие, классификация и виды организаций
Община, как форма организации отношений между участникамиКорпорация - объединение с экономическими целями деятельностиАссоциация - организация, объединение свободных людей Принятие решений в менеджменте. Методы принятия управленческих решений
Коммуникации в системе менеджмента организации
Эффективность менеджмента
Организационная культура организации
Информационный менеджмент и информационные системы управления
Система MRPERP системаСППР - Система поддержки принятия решений Инновации и организация инновационной деятельности предприятия
Задачи инновационного менеджмента История менеджмента