Государство как акционер

Государство как акционер

Пути превращения государства в акционера

Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:
  • при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);
  • при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.

Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государство как участник процесса приватизации

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:
  • акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей.

Причины участия государства в капитале акционерных обществ

Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:
  • акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;
  • форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;
  • акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Институт государственных представителей

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.


Смежные предметы