Основы ценообразования
Лекции по Ценообразованию

Индекс цен

В случае отсутствия (нехватки) информации об абсолютных уровнях цен, а также для повышения качества ценового анализа используются средние, удельные ценовые показатели, индексы цен.

Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям.

В качестве удельных ценовых показателей чаще всего применяются ценовые показатели на единицу потребительского параметра.

Индексы цен — показатели динамики цен за определенный период.

Индивидуальные и сводные индексы цен

Индекс цен индивидуальный информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг) и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения:

  • где и — индивидуальный индекс цен;
  • Цi1, Цi0 — цены -го товара (услуги) соответственно в базисном и отчетном периодах.

Индекс цен сводный содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг). Он определяется как отношение стоимости группы проданных в отчетном периоде товаров, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода. Так рассчитывается, например, индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию ():

  • где — количество -го товара в отчетном периоде;
  • — число !!i-х?? товаров, входящих в группу.

Сводный индекс цен используется в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в реальном секторе экономики.

Существует множество индексов цен. Среди них можно выделить такие как индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги населению; индекс цен на первичном и вторичном рынке жилья; индекс цен производителей промышленной продукции и др. При расчете индекса цен также необходимо учитывать как изменение цен на товары и услуги, так и изменение их структуры. Для этих целей рассчитываются особые индексы цен, которые именуются соответственно индексом Ласпейраса и индексом Пааше.