Типы концентрации розничных предприятий

Торговый центр

Розничные предприятия могут существовать как в виде самостоятельных субъектов, так и в виде интегрированных структур.

Этот принцип классификации розничных торговых заведений показывает количество магазинов, с которым сталкивается потребитель. Сегодня большинство магазинов концентрируется в торговых районах, что создаст потребителю больше возможностей сделать все необходимые покупки «за один заезд». Сконцентрированные в одном месте магазины решают ту же задачу, что и универсамы, и универмаги, экономящие время и силы потребителя при поисках нужных ему товаров.

Встречаются концентрации четырех основных типов:

  • региональный торговый центр;
  • центральный деловой район;
  • районный торговый центр;
  • торговый центр микрорайона.

Региональные торговые центры

Торговый центр — группа торговых предприятий, спланированных, построенных, владеемых и управляемых как единое целое, соответствующих по своему местонахождению, величине и типу магазинов обслуживаемой ими торговой зоне и предоставляющих в границах своей территории возможности для стоянки автомобилей в прямом соответствии с типами и размерами входящих в нее магазинов.

Наиболее значимым среди торговых центров является региональный, конкурирующий как с центральным деловым районом, так и с торговыми центрами микрорайонов.

Региональный торговый центр, объединяющий от 40 до 100 и более магазинов, — это своего рода деловая часть города в миниатюре. Чтобы быть рентабельным, такой центр должен обслуживать от 100 тыс. до 1 млн человек, живущих в радиусе получаса езды от него.

В своем первоначальном виде региональный торговый центр нередко состоял из двух крупных универмагов по концам торговой улицы, а между ними располагалась группа специализированных магазинов. Такое размещение поощряло сравнительные покупки, ибо в специализированных магазинах, как правило, продавали товары, конкурирующие с предлагающимися в универмагах.

С течением лет состав региональных торговых центров пополнился новыми типами розничных предприятий, такими, как зубоврачебные кабинеты, физкультурно-оздоровительные клубы и даже отделения библиотек. На крупных региональных торговых улицах сегодня располагаются несколько универмагов, а сами улицы спланированы таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное движение и обзор всех магазинов. Многие из вновь созданных в городах торговых улиц заключены под общую крышу, чтобы люди могли совершать покупки в любую погоду.

Центральный деловой район

Основной формой группирования розничных магазинов до последнего времени была их концентрация в центральных деловых районах. В каждом крупном и не очень крупном городе был центральный деловой район, где располагались универмаги, специализированные магазины, банки и основные кинотеатры. Неподалеку от этого района, а также ближе к окраинам располагались более мелкие деловые районы.

Затем в 1950-х годах начался отток населения в пригороды. Перебравшиеся в пригороды стали меньше покупать в центральном деловом районе, чтобы не ездить по перегруженным улицам, не платить за дорогие стоянки и не ухудшать экологическую обстановку в центре города.

Центральные деловые районы пришли в упадок, и это заставило владельцев расположенных там магазинов открыть филиалы своих предприятий в растущих пригородных торговых центрах. Одновременно эти же торговцы попытались вдохнуть новую жизнь и в деловую часть города, построив там пассажи и подземные стоянки и модернизировав свои магазины. Некоторые центральные деловые районы возродились, другие — медленно и, вероятно, необратимо — хиреют.

Районные торговые центры

Районный торговый центр включает в себя от 15 до 50 розничных магазинов, обслуживающих от 20 до 100 тыс. человек, 90% которых живут в радиусе 1,5-2,5 км от него. Как правило, в таком центре есть один головной магазин — обычно филиал универмага или галантерейного магазина. В состав районного торгового центра могут также входить универсам, магазин товаров повседневного спроса и профессиональные учреждения, а иногда и банк. При угловой схеме торгового центра головной магазин, как правило, располагается во главе угла, а при линейной — в центре отрезка.

По территориальной концентрации:

  • изолированное размещение точек розничной торговли;
  • групповое размещение (торговый центр, торговый комплекс, молл, торговая галерея):
  • примерно одного профиля,
  • разного профиля.

Изолированное размещение торговых точек предполагает пространственное удаление от других точек розничной торговли. Изолированная точка располагается таким образом, чтобы не делить поток потребителей с другими продавцами, но они могут располагаться рядом с другими формами экономической и социальной активности (книжный магазин на территории вуза).

Групповое размещение характеризуется тем, что торговые точки имеют общую клиентуру и находятся рядом одна с другой или в тесном соседстве. Группа — это два и более близко расположенных продавцов розничной торговли, имеющих общую клиентуру при минимальных усилиях.

Совместная группировка большого числа магазинов, торгующих товарами одного и того же ассортимента, способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.

К групповым торговым форматам разного профиля относятся торговый центр, торговый комплекс, моллы, торговая галерея, хотя в стандарте ГОСТа Р 51303-99 выделены только две разновидности: торговый центр, торговый комплекс.

Торговый центр - это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории. Как правило, они предоставляют в пределах своей территории стоянку для автомашин.

Торговый центр — это группа архитектурно объединенных торговых предприятий, работающих на едином специально спланированном, построенном, развитом и управляемом участке, находящемся в собственности у ригейлера, управляемых как единое целое.

На сегодняшний день поданным Российского совета торговых центров в мире насчитывается 50 тыс. торговых центров, из них в США — 40 тыс., в Европе — 1,5 тыс., в России — не более 100. Первые торговые центры в России появились в 2002 г. — «Мега», «Крокус-Сити-Молл», «Рамстор-Сити», позднее появились более крупные с площадью от 20,0 тыс. м2- «Рамстор 5», «Икся 3 и 4», «Мега-Молл».

Торговые центры, расположенные вдоль улиц города, называют ленточными. Центральные улицы городов Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы превратились в «торговые улицы». Самыми дорогими являются так называемые бутиковые улицы.

Другим распространенным признаком классификации торговых центров является «зона обслуживания».

В России торговые центры подразделяются на две основные группы: торговые центры городского (и внегородского) значения и местные торговые центры.

Местные торговые центры

Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения в жилой застройке в пределах 5-10-минутной пешеходной доступности.

Что же касается районных торговых центров, то в России они получили наибольшее распространение. Как правило, в состав таких центров входят гипермаркет и торговая галерея, где размешаются магазины одежды, обуви, предприятия питания и другие арендаторы. В России районные торговые центры только начинают развиваться, но большую часть площади занимают торговые операторы, а не предприятия бытовых услуг, как это распространено на Западе.

При проектировании торговых центров особое внимание уделяют ведущим магазинам, которые носят название «якорь».

Якорь представляет собой крупное торговое предприятие, имеющее известную торговую марку. Оно находится на территории торгового центра на правах арендатора, но может иметь в собственности торговые помещения. Именно якорь привлекает в торговый центр наибольшее количество покупателей. Иногда функции якоря могут выполнять и другие предприятия (ресторанные дворики, кинотеатры и т.д.).

Торговый комплекс - это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг. Кроме того, в торговом комплексе централизованы функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (электро-, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания работников).

Из зарубежных комплексов в России успешно развиваются «Метро», «Ашан», «Икея».

Особо крупные торговые комплексы с площадью свыше 100 тыс. м2 называются моллами.

Молл — это огромный торговый комплекс (более 100 тыс. м2), обычно с крытой территорией, объединяющий сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и автосервис, центр развлечений, рестораны, кафе и проч.

Молл рассчитан на то, чтобы покупатель провел в нем целый день, имел возможность купить все и провести время. На территорию молла въезд автомобилям не разрешается.

Основу молла составляют магазины-якоря, соединенные между собой крытыми галереями, в которых располагаются небольшие магазины и предприятия услуг. Обычно моллы располагаются вдали от центра.

Торговая галерея - это торговое предприятие меньшей, чем молл площади, но объединяющее как крупные торговые предприятия. так и небольшие специализированные магазины.


Смежные предметы
Коммерция
Организация коммерческой деятельности, её понятие и задачи
Содержание и сущность коммерческой деятельности
Субъекты коммерческой деятельности
Факторы развития коммерческой деятельности
Коммерсант и его роль в экономике. Требования к коммерческому работнику
Хозяйственные связи - система связей предприятия с поставщиками
Посредники в коммерческой деятельности и их виды и характеристики
Товары, их понятие и характеристика их свойств. Виды товаров
Закупка товаров - содержание и организация процесса закупки
Торговое предприятие, его понятие, признаки и функции
Предприятия оптовой торговли, их характеристика и классификация
Оптовый рынок
Склад и его понятие. Виды и функции складов
Оптовые базы по продаже товаров. Виды торговых баз
Торговые сети и их преимущества. Развитие розничной сетевой торговли
Торговые центры местные, районные и региональные
Центры оптовой торговли
Предприятия розничной торговли, их классификация и характеристика
Договорная работа на предприятии Товародвижение - организация процессов и каналы товародвижения
Сфера товарного обращения
Кооперация деятельности предприятий и формы экономической кооперации