Коммерческий шпионаж

Одним из наиболее опасных для нормального осуществления предпринимательства видов незаконной деятельности является коммерческий шпионаж.

Коммерческий шпионаж — это действия лиц, направленные на незаконное получение коммерческой информации, находящейся под защитой.

Коммерческий шпионаж включает промышленный, производственный, научно-технический шпионаж и т.д. Объектом коммерческого шпионажа является информация, составляющая коммерческую тайну. Утечка этой информации может привести к реальным потерям для фирмы либо к упущенной выгоде или к обоим последствиям сразу.

Чаще всего коммерческий шпионаж осуществляется:

  • конкурентами;
  • криминальными структурами;
  • лицами, стремящимися получить доход от перепродажи полученных незаконным путем сведений.

Конкуренты, получив информацию о секретах производства (ноу-хау), новейших научных разработках, планах других фирм, могут использовать ее для получения преимуществ в конкурентной борьбе, выпуска аналогичной продукции либо для непосредственного воздействия на деятельность своих «противников» (срыв сделок, недопущение объединения конкурентов и проч.).

Криминальные структуры чаще всего используют информацию для шантажа в целях получения незаконных доходов.

В условиях острой конкурентной борьбы каждая фирма, действующая на рынке, неизбежно сталкивается с необходимостью решения двух проблем.

Первая проблема связана с получением информации о деятельности конкурентов, причем как можно более полной, точной и своевременной. Без наличия такой информации невозможно разрабатывать производственную, научно-техническую, финансовую, рыночную стратегии и тактику поведения фирмы. Особенно важна информация, составляющая коммерческую тайну. Зачастую получение такой информации позволяет фирме экономить огромные суммы на научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках. Если способы получения информации выходят за разрешенные законом рамки (например, с помощью подкупа сотрудников, незаконного доступа к компьютерной системе), то эта деятельность может считаться коммерческим шпионажем.

Вторая проблема — защита конфиденциальной информации. Как сама фирма стремится узнать секреты других, так и ее конкуренты делают то же самое. Следовательно, каждая фирма может являться одновременно как объектом, так и субъектом коммерческого шпионажа, или, если использовать более «мягкий» термин — экономической разведки.

Субъектом коммерческого шпионажа в развитых странах все чаще становятся не сами фирмы-конкуренты, а специализированные коммерческие организации, основной целью деятельности которых как раз и является изъятие или защита конфиденциальной информации. В этих странах даже государственные спецслужбы вынуждены обеспечивать защиту наиболее важной коммерческой информации частных фирм от международного экономического шпионажа, поскольку потери от утраты информации такого рода составляют сотни миллиардов долларов.

Объектом преступных посягательств являются персонал фирмы), документы, технические средства. Непосредственным носителем информации могут быть бумажные документы, планы, отчеты, финансовые документы, чертежи, техническая документация, дискеты, кассеты.

Наряду с названными выше используются технические средства коммерческого шпионажа. К ним относятся: направленные микрофоны, мини-радиозакладки («жучки»), звукозаписывающая аппаратура, специальные системы наблюдения, фотоаппаратура, приборы для съема информации с телефонных аппаратов, приборы для съема информации через стекло здания.

Борьба с угрозами данного вида может быть эффективной, как правило, на основе:

  • соблюдения общих требований режима безопасности;
  • создания собственной службы безопасности;
  • обращения предпринимателей в соответствующие специализированные фирмы, агентства, оказывающие услуги по охране информации;
  • своевременного информирования правоохранительных органов.

Смежные предметы