Профессия, профессиональное самоопределение и развитие

Профессия

Понятие профессия. Три профессиональные революции

Понятие профессия имеет ряд значений:

  • Профессия — ограниченная сфера трудовой деятельности, требующая специальной подготовки.
  • Профессия — общность людей, занимающихся близкими проблемами, ведущих схожий образ жизни.
  • Профессия — деятельность и область проявления личности, оказывающая на нее трансформирующее влияние.
  • Профессия — исторически развивающаяся система, меняющаяся в зависимости от культурно-исторического контекста.
  • Профессия — реальность, творчески формируемая самим человеком.

Отличительные черты профессии, как деятельности:

  • Ограниченная деятельность.
  • Общественно полезная деятельность.
  • Деятельность, требующая специальной подготовки.
  • Деятельность, выполняемая за вознаграждение.
  • Деятельность, направленная на создание материальных, культурных и других благ, которые становятся предметом обмена.
  • Деятельность, дающая человеку социальный статус.
  • Деятельность, обеспечивающая благосостояние человека.

Специальность — вид деятельности, конкретизирующийся в профессии. Специальность можно понимать, как одно из направлений профессии.

Квалификация — уровень профессионального мастерства.

Выделяют формальную квалификацию, выраженную в разрядах, категориях, классах, званиях и реальную, отражающую тот уровень мастерства, который человек может действительно проявить.

Профессии, как специализированные сферы трудовой деятельности и сформированные на этом основании общности людей появились не сразу. Это произошло тогда, когда процесс труда настолько усложнился, что стал требовать от людей специальных знаний, которые собирались, хранились и передавались тем, кто приходил в профессию. За время своего существования профессии качественно эволюционировали, менялся их характер, статус, профессии исчезали и появлялись новые.

В истории Нового времени выделяют три профессиональные революции.

Первая профессиональная революция произошла в начале 16 века, когда из традиционных профессий стали выделяться свободные профессий. Представители этих профессий, в отличии от первых не были привязаны к своему сословию. Они консолидировались в рамках профессиональных групп. Основными условия их существования были индивидуальная собственность, возможность свободно продавать свой труд, свои услуги, полностью владеть результатами труда. Представители свободных профессий стремились совершенствоваться, наращивать свой потенциал, как человеческий и профессиональный капитал.

Вторая профессиональная революция была порождена промышленным переворотом, который привел к появлению жестко специализированного массового серийного производства. Новый тип производства привел к появлению массовых профессий. Люди массовых профессий привязаны к средствам и месту производства, они формируют пирамидальные структуры с многоуровневой иерархией. Ключевыми процессам для этого периода являлись процесс стандартизации профессиональной деятельности и консолидации больших групп людей, объединенных совместной профессиональной деятельностью в местах производства. Следствием этих процессов было создание системы профессиональных союзов и развитие системы профессионального образования.

Третья профессиональная революция началась в 70-е годы 20 века. Она связана с появлением профессионалов нового типа — транспрофессионалов.

Факторы, обусловившие третью профессиональную революцию:

  • Обострение конкуренции;
  • Повышение значимости качества продукции;
  • Демократизация на производстве и в обществе;
  • Сдвиг приоритетов от товара к услуге;
  • Автоматизация и компьютеризация труда;
  • Интернетизация общества и производства;
  • Изменение форм организации труда;
  • Повышение образовательного и культурного уровня работников, рост их личностных запросов к трудовой деятельности;
  • Повышение значимости самоконтроля и самодисциплины;
  • Превращение знаний в производственный ресурс и повышение значимости интеллектуальной собственности.

Транспрофессионалы готовы за счет своего мышления и способов организации своей деятельности работать в разных профессиональных средах для них не важно положение в той или иной организационной структуре, они могут свободно входить в эти структуры и покидать их. Транспрофессионалу необходимо быть разносторонним техническим исполнителем, обладающим качествами и навыками менеджера и предпринимателя.

Современный момент характеризуется тем, что третья профессиональная революция еще не завершена и основными специалистами на рынке труда остаются люди массовых профессий, карьера которых строится по известному и описанному в большинстве учебников алгоритму.

Одновременно можно увидеть некоторые характерные тенденции создаваемые третьей профессиональной революцией в области управления карьерой, профессионального образования и обучения персонала, в области управления человеческими ресурсами в целом.

  • Появление потребности в полипрофессиональном специалисте;
  • Повышение интереса к непрерывному образованию и спроса на него;
  • Повышение интереса активных, ориентированных на карьеру специалистов к расширению компетенций в области самоменеджмента и получению образовательных услуг, ориентированных на преумножение личностных компетенций;
  • Увеличение доли внеорганизационных карьер по отношению к организационным;
  • Увеличение количества числа неспециализированных карьер по отношению к специализированным;
  • Увеличение числа специалистов-фрилансеров на рынке труда.

Все эти факторы накладывают отпечаток на формирование системы управления карьерой в организации.


Управление персоналом
Принципы и методы управления персоналом
Система управления персоналом в организации
Служба управления персоналом
Кадровая политика организации
Подбор персонала
Оценка персонала
Развитие персонала
Обучение персонала
Карьера
Карьера - виды деловой карьеры и этапы карьерного роста
Планирование карьеры - управление деловой карьерой работника на предприятии
Профессия
Типы профессий. Человек - человек, техника, природа, знак
Профессиональная компетентность Профессиограмма - формула профессии
Выбор профессии - факторы и проблема выбора
Профессиональное становление личности
Профориентация - профессиональное самоопределение
Стадии профессионального развития Профессиональные кризисы
Профессиональные деструкции