Понятие тендера и конкурсных торгов

Одним из методов размещения (выдачи) заказов на поставку товаров и подрядов на выполнение определенных работ является проведение конкурса или тендера (международного торга).

Конкурс (тендер) - это особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков в целях обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов таких торгов.

Сущность конкурсных торгов состоит в том, что:

  • покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками;
  • сравнивает полученные предложения;
  • после сравнения подписывает договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя (заказчика) условия.

В настоящее время тендеры получили широкое распространение в связи с поиском и отбором контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, военной техники, крупных партий сырья, изыскательских работ, строительство объектов «под ключ». Через конкурсные торги размещают заказы государственные организации, а также предприятия частного сектора.

Различают продажу в частную собственность имущества и акций по инвестиционному курсу и по коммерческому курсу.

При продаже по инвестиционному курсу право приобретения акций получает лицо, предложившее максимальные инвестиции в развитие этого АС).

При продаже по коммерческому курсу право приобретения акций получает лицо, предложившее за них максимальную цену.

Организаторы торгов, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации.

Тендерные комитеты проводят всю организационную работу по проведению торгов: публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ.

Формы конкурсных торгов

Конкурсные торги подразделяются на:

  • международные (привлечение предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков разных стран);
  • внутренние — участвуют поставщики и подрядчики одной страны.

В зависимости от способа проведения различают торги:

  • открытые (публичные) — привлекаются все желающие фирмы и организации. Обычно на таких торгах размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование. Информация о таких торгах представляется в официальных органах печати за один или полтора месяца до дня проведения торгов;
  • закрытые (ограниченные или негласные) — участвуют лишь определенные фирмы, которым высылается приглашение. На таких торгах размещают уникальное, сложное и специальное оборудование. Извещения о предстоящих торгах получают л ишь отдельные фирмы, которые хорошо известны в данной отрасли производства.

Участники торгов ко дню их закрытия готовят технические, комиссионные, коммерческие предложения, но передают их в последние минуты перед закрытием в целях сохранения тайны. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений. В день закрытия тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. При негласных торгах этого не делают. В некоторых случаях выбор поставщика проводят непосредственно после вскрытия, при поставках сложного оборудования окончательное решение принимает вышестоящая организация через определенный промежуток времени после проведения анализа и экспертизы.

Участник торгов, предложение которого принято, обязан внести залог в качестве гарантии выполнения заказа (5-10% стоимости заказа). После выполнения заказа этот залог возвращается.

Завершающим этапом является подписание контракта с фирмой, выигравшей торги.

Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками и дает значительное преимущество покупателям.


Смежные предметы