Аудит персонала

Аудит персонала

Аудит персонала — система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации.

Цель аудита персонала — оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.

Задачи аудита персонала:
  • определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стратегии развития организации;
  • выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организации существующей нормативно-правовой базе;
  • определить эффективность работы с персоналом по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями;
  • выявить причины возникающих в организации социальных проблем и определить возможные пути их разрешения или снижения негативного воздействия.

Принципы аудита персонала

Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой аудиторской проверки принципов: профессионализм, независимость, достоверность, честность, объективность, сопоставимость с международным правом.

Аудиту подлежат три основные области:
  1. процессы — управленческие и кадровые, их соответствие стратегическим целям и задачам организации, технологическому уровню;
  2. структуры — эффективность организационной структуры, ее адекватность реализуемым процессам;
  3. персонал — качество, численность, распределение внутри организации, наличие кадрового резерва, качество резерва.

Показатели аудита персонала

Определить кадровый потенциал одним показателем невозможно. Поэтому применяется система показателей, отражающая различные стороны трудового потенциала организации. К ним можно отнести следующие показатели:

  • анализ списочного состава работников по социально-демографическим характеристикам;
  • анализ структуры кадрового состава по психологическим характеристикам;
  • оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченности персоналом технологического процесса;
  • оценку соответствия образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала, степени его подготовленности требованиям производственной деятельности;
  • анализ структуры кадрового состава на соответствие требованиям технологии и классификатору должностей;
  • проверку и анализ данных об использовании рабочего времени;
  • оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, динамики причин движения работников, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисциплины труда;
  • определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;
  • исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста, семейного положения, обеспеченности жильем и др.);
  • сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, мест общественного питания);
  • диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организации, его способности к обучению.

Основные параметры аудита кадровых процессов

Основные параметры аудита кадровых процессов

Кадровые процессы

Содержание аудита кадровых процессов

1. Планирование трудовых ресурсов

  • Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в персонале
  • Оценка программ с точки зрения соответствия целям, орг-культуре, перспективам развития организации

2. Набор персонала

  • Оценка перспектив внутренних и внешних источников привлечения персонала с точки зрения актуальной ситуации и стратегии развития организации
  • Оценка адекватности предлагаемых к использованию методов набора с точки зрения требований к персоналу, кадровой стратегии и тактике организации

3. Отбор персонала

  • Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур
  • Анализ изменений кадрового потенциала организации

4. Адаптация персонала

  • Оценка эффективности имеющихся методов адаптации персонала
  • Выявление проблем, возникающих в период адаптации

5. Система стимулирования

  • Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации
  • Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения

6. Обучение персонала

  • Оценка программ с точки зрения эффективности обучения, практической ориентированности, формирования мотивации к труду, создания благоприятной атмосферы в рабочих группах
  • Разработка и апробация альтернативных программ

7. Оценка трудовой деятельности

  • Оценка результативности использования методик
  • Адаптация эффективных методик оценки

8. Перемещения сотрудников

  • Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга
  • Оценка результативности методов планирования карьеры
  • Оценка адекватности программ развития персонала целям, стратегии и состоянию развития организации

9. Подготовка руководящих кадров

  • Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации
  • Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала

10. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри организации

  • Диагностика кадровых процессов и социально- психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации
  • Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу)
  • Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационных коммуникациях

Классификация типов аудита персонала

Признак классификации

Тип аудита персонала

Основные характеристики

1. Периодичность проведения

  • текущий
  • оперативный (специальный)
  • регулярный
  • панельный
  • проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени
  • проводится по оперативному распоряжению руководства
  • проводится через определенные промежутки времени
  • проводится с определенной периодичностью, с неизменной методикой и инструментарием на тех же группах людей и тех же объектах

2. Полнота охвата изучаемых объектов

  • полный
  • локальный
  • охватывает все объекты
  • охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект

3. Методика анализа

  • тематический
  • комплексный
  • выборочный
  • включает все объекты, но по одной тематике
  • используется весь арсенал методов
  • анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике- выборке

4. Уровень проведения

  • стратегический
  • управленческий
  • тактический
  • оценка производится на уровне высшего руководства
  • оценка производится на уровне линейных руководителей
  • оценка производится на уровне службы управления персоналом

5. Способ проведения проверки

  • внешний
  • внутренний
  • проводится силами сторонних специалистов (организаций)
  • проводится работниками самой организации

Этапы аудита персонала:

  1. Подготовительный. На этом этапе определяются цели аудита, осуществляется подбор персонала для проведения аудиторской проверки, разрабатываются внутриорга- низационные документы (приказ, распоряжение), определяются сроки, задачи, исполнители и участники проверки, проводится инструктаж исполнителей и участников, разрабатывается план сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
  2. Этап сбора информации. В процессе сбора информации проводится мониторинг персонала, проверяется документация и отчетность, проводятся наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, осуществляется предварительная обработка статистических данных. Компьютерная техника и современные информационные технологии позволяют ускорить и качественно оформить эти процедуры.
  3. Этап обработки и анализа информации. Полученная информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, а потом по разработанному алгоритму осуществляются анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с другими аналогичными организациями или научно обоснованными нормами.
  4. Заключительный этап. На этом этапе готовится отчет о результатах аудиторской проверки, формулируются выводы и рекомендации по рационализации труда персонала и совершенствованию службы персонала организации.
По результатам аудита можно оценить:
  • коэффициент кадровой обеспеченности и потребность в персонале;
  • качественную структуру управленческого персонала;
  • потребность в обучении;
  • стили управления;
  • социально-психологический климат;
  • инновационный потенциал;
  • основные источники сопротивления изменениям;
  • распределенность персонала в рамках организации.

Управление персоналом
Принципы и методы управления персоналом
Система управления персоналом в организации
Служба управления персоналом
Кадровая политика организации
Кадровая политика организации - формирование, виды и их характеристика
Практика принятия кадровых решений
Стратегия управления персоналом
Кадровое планирование персонала в организации
Привлечение персонала - методы и источники привлечения
Подбор и отбор персонала. Роль качественного отбора кадров в управлении организацией
Модель рабочего местаКвалификационная картаМодель компетенций и этапы ее разработки Адаптация персонала в организации
Оценка персонала - система, методы и критерии оценки
Центр оценки персонала
Аттестация персонала - методы проведения аттестации
Развитие персонала
Обучение персонала - управление развитием персонала в организации
Аудит персонала - аудит управления персоналом организации
Карьера